Флористика. Ландшафтное проектирование. Садово-парковое искусство.

Эпоха Возрождения

После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.

Рельеф

Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Вода

Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность

В аллеях росли ширококронные деревья - платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки: лавр, мирт, самшит, позже - сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.

Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном Хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи - использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур - чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи). Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении Цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

Планировка

Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают <лесные> участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

- на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия - размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

- сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

- основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;

- партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;

- плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались балюстрадой;

- типичный элемент - так называемый <секретный сад> - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

- каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

Ниже приводится краткое описание садов некоторых вилл.

Вилла Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, архитектор Бароцци де Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример <секретного сада>). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее - на третий уровень, - открытое пространство перед домом - Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла Ланте. Строительство виллы осуществлялось также по проекту архитектора Бароцци де Виньолы в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Банья в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, <разделив> дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75Х75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.

Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.

Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.

Вилла д'Эсте. Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор-архитектор Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, С другой - площадкой <Торжествующий Рим>. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллы Боболи и Гамберайя.

В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

- сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободнорастущие деревья, а также целые рощи, пронизанные <лесными дорогами>;

- имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

- композиционная целостность сада - одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;

- преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

- богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

- учет цвета и световых эффектов;

- продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т. д.

На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль - барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление. Примером является сад виллы Альдобрандини во Фраскати. Строительство виллы велось в 1598-1603 гг. Авторы - Джакомо де ла Порта и Доминикино. Черты барокко проявляются прежде всего в устройстве, так называемого, Водяного театра. Он является главным композиционным узлом сада. Феерическая картина архитектурно украшенного водного потока, стекающего с горы, наилучшим образом раскрывается с лоджии второго этажа, которая на нее и ориентирована. К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи - новый прием, получивший дальнейшее развитие сначала во Франции, затем в странах Европы.

Зрелищность, как типичная черта барокко, проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представляют собой завершенную парковую композицию. Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, например площадка <Торжествующий Рим> на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи.

В целом итальянские сады оказали сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции.

Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$0.99
End Date: Saturday May-11-2019 22:16:34 PDT
Buy It Now for only: $0.99
|
Artificial 22 Head Fake Sunflower Silk Flower Bouquet Home Wedding Floral Decor


$6.99
End Date: Sunday May-19-2019 2:40:38 PDT
Buy It Now for only: $6.99
|
2 X 8Ft Artificial Rose Garland Silk Flower Vine Ivy Wedding Garden String Decor


$1.30
End Date: Monday Apr-29-2019 4:17:43 PDT
Buy It Now for only: $1.30
|
Valentine's Day Gift Artificial Fake Roses Flannelet Flower Wedding Home Decor


$1.30
End Date: Monday Apr-29-2019 4:17:43 PDT
Buy It Now for only: $1.30
|
Valentine's Day Gift Artificial Fake Roses Flannelet Flower Wedding Home Decor


$1.30
End Date: Monday Apr-29-2019 4:17:43 PDT
Buy It Now for only: $1.30
|
Valentine's Day Gift Artificial Fake Roses Flannelet Flower Wedding Home Decor


$1.30
End Date: Monday Apr-29-2019 4:17:43 PDT
Buy It Now for only: $1.30
|
Valentine's Day Gift Artificial Fake Roses Flannelet Flower Wedding Home Decor


$7.09
End Date: Monday Apr-29-2019 19:28:03 PDT
Buy It Now for only: $7.09
|
50Pcs Artificial Fake Rose Silk Flower Head Wedding Party Home Garden Decor US


$1.30
End Date: Monday Apr-29-2019 4:17:43 PDT
Buy It Now for only: $1.30
|
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Г. Кизима, Н. Малышкина Дневник садовода-огородника на 3 года. 2018–2020
Дневник садовода-огородника на 3 года. 2018–2020
Этот дневник станет вашим незаменимым помощником при планировании работ в саду и огороде на целых три года. Удобная структура издания поможет организовать посадки, классифицировать семена и систематизировать сделанные вами выводы.

Лунный дачный календарь составлен с учетом астрономически выверенных лунных ритмов. Полезное дополнение - лунный календарь на каждый месяц в практичном формате "Семафора". Отдельно сгруппированы благоприятные и неблагоприятные для работы с растениями дни.

Особенную ценность дневнику придают полезные советы садовода с 50-летним стажем Г.А.Кизимы....

Цена:
271 руб

Галина Кизима Разумная теплица. Главная книга о раннем урожае от Галины Кизимы
Разумная теплица. Главная книга о раннем урожае от Галины Кизимы
В непростых климатических условиях средней полосы дачникам не обойтись без парников и теплиц. Как ускорить получение урожая и защитить его от суровой непогоды с помощью конструкций и укрытий вы найдете в книге известного садовода-практика Галины КИЗИМЫ. В этой книге автор делится своими секретами обустройства теплицы и парника и получения первого урожая овощей уже в начале июня. Вы узнаете какие культуры станут лучшими "соседями", схемы посадок помогут вам грамотно спланировать размещение рассады на грядках под крышей, а пошаговые рекомендации по агротехнике и защите растений позволят избежать основных проблем. Эта книга поможет вам:
- не тратить последние силы и средства на борьбу за урожай;
- освоить методику разумного земледелия;
- выбрать самые урожайные сорта для выращивания в закрытом грунте;
- легко обустроить удобные грядки и подготовить плодородную почву;
- грамотно спланировать размещение рассады;
Галина Кизима - любимый автор дачников, ее 50-летний опыт успешного земледелия на шести сотках ценится миллионами садоводов и огородников за разумный подход, при котором вырастить ранний и богатый урожай можно даже при самых неблагоприятных климатических условиях, сэкономив при этом силы, время и деньги!...

Цена:
84 руб

 Сад и огород.Лунный календарь Календарь на магните отрывной 2019
Сад и огород.Лунный календарь Календарь на магните отрывной 2019
Календарь на магните отрывной на 2019 г. Блок - 15 листов мелованной глянцевой бумаги, обложка отделана УФ-лаком. В индивидуальной упаковке (Европакет)...

Цена:
38 руб

А. И. Морозов Выращивание шампиньонов
Выращивание шампиньонов
Книга в доступной форме рассказывает читателю о любительском и промышленном способах разведения грибов шампиньонов.
Автор дает практические советы по способам производства грибов, подробно описывает подготовку помещений и материалов для выращивания грибов.

Для широкого круга желающих профессионально заняться промышленным производством грибной продукции и любителей....

Цена:
64 руб

Н. О. Воронова, И. А. Савватеева, Т. В. Смирнова, Н. А. Шевырева Гортензии. Виды и сорта для российских садов
Гортензии. Виды и сорта для российских садов
Гортензия - королева российских садов. Этот титул достался ей благодаря пышному и рекордно длительному цветению. Популярность гортензии объясняется и почти ежегодным появлением новых зимостойких сортов - результата работы селекционеров всего мира. Количество новинок на сегодняшний день таково, что одному специалисту не под силу дать о них полное представление. Поэтому книга "Гортензии. Виды и сорта для российских садов" написана группой авторов, делящихся с читателями своим богатым личным опытом интродукции этих роскошных кустарников....

Цена:
129 руб

Галина Кизима Шпаргалка садовода и огородника на весь год. Сеем, удобряем, собираем
Шпаргалка садовода и огородника на весь год. Сеем, удобряем, собираем
Замечали? Весной время словно сжимается, и многие с удивлением обнаруживают, что уже опаздывают посеять семена на рассаду или наложить на стволы деревьев ловчие пояса. Поэтому, чтобы лето не пришло внезапно, нужно заранее составить план всех работ и следовать ему, внося лишь коррективы в даты их выполнения в зависимости от капризов погоды. За основу вы можете взять календарь работ в саду и огороде, предложенный автором книги, садоводом с 55-летним стажем, Галиной Александровной Кизимой. Также вы найдете в книге народные погодные приметы на каждый месяц и подробный Лунный календарь на несколько лет вперед....

Цена:
73 руб

Г. Кизима Лунный посевной календарь в удобных таблицах на 2019 год
Лунный посевной календарь в удобных таблицах на 2019 год
В настенном календаре содержит удобные таблицы на каждый месяц 2017 года, взглянув на которые дачник может планировать свои работу в саду и огороде, учитывая фазу Луны и знак Зодиака, в котором она находится. Помимо указания на разрешенные и запрещенные дни, читатель найдет агрономические советы от известного автора Галины Кизимы на каждый день....

Цена:
107 руб

П. С. Шешко Энциклопедия ландшафтного дизайна
Энциклопедия ландшафтного дизайна
Эта книга подтолкнет вашу фантазию и поможет свести к минимуму многие проблемы по проектированию сада.
Быть владельцем сада, позволяющего отдохнуть и расслабиться, - это роскошь, мечта каждого садовода....

Цена:
435 руб

Галина Кизима Сад, огород, цветник для тех, кому за...
Сад, огород, цветник для тех, кому за...
Замечено, что новоиспеченные пенсионеры, имеющие дачу, гораздо легче переносят перемены в своем образе жизни. Ведь они, в отличие от своих "безземельных" товарищей, продолжают целенаправленно планировать действия на недели и месяцы вперед, общаться с товарищами по интересу, то есть другими садоводами, в общем, не дают себе расслабиться. Благодаря работе в саду, они поддерживают необходимый минимум физической нагрузки, что благотворно сказывается на их здоровье. Но, понятно, что с возрастом нужно считаться и перекопка нескольких соток пожилым человеком вручную и по-быстрому, вряд ли будет ему на пользу. Именно о том, как при уходе за растениями исключить тяжелые работы, не теряя при этом в урожае, рассказывает садовод-любитель Галина Кизима. Сама она, разменяв девятый десяток, следуя своей методике, успевает не только получить экологически чистый урожай, но также вдоволь отдохнуть на даче, написать книги о любимых саде и огороде и ответить на вопросы коллег-дачников в тематических передачах на радио и телевидении.
...

Цена:
143 руб

 Садово-огородный лунный календарь (170*250). Календарь 2019
Садово-огородный лунный календарь (170*250). Календарь 2019
Календарь настенный перекидной на ригеле 2019. Бумага мелованная, обложка глянцевая. Верхняя половина - фотография, нижняя половина - календарный месяц. Фотографии цветные. Сделано в России....

Цена:
37 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования