Флористика, фитодизайн интерьера
Сады Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.

Рельеф

Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Вода

Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность

В аллеях росли ширококронные деревья - платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки: лавр, мирт, самшит, позже - сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.

Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном Хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи - использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур - чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи). Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении Цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

Планировка

Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают <лесные> участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

- на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия - размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

- сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

- основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;

- партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;

- плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались балюстрадой;

- типичный элемент - так называемый <секретный сад> - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

- каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

Ниже приводится краткое описание садов некоторых вилл.

Вилла Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, архитектор Бароцци де Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример <секретного сада>). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее - на третий уровень, - открытое пространство перед домом - Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла Ланте. Строительство виллы осуществлялось также по проекту архитектора Бароцци де Виньолы в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Банья в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, <разделив> дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75Х75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.

Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.

Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.

Вилла д'Эсте. Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор-архитектор Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, С другой - площадкой <Торжествующий Рим>. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллы Боболи и Гамберайя.

В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

- сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободнорастущие деревья, а также целые рощи, пронизанные <лесными дорогами>;

- имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

- композиционная целостность сада - одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;

- преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

- богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

- учет цвета и световых эффектов;

- продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т. д.

На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль - барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление. Примером является сад виллы Альдобрандини во Фраскати. Строительство виллы велось в 1598-1603 гг. Авторы - Джакомо де ла Порта и Доминикино. Черты барокко проявляются прежде всего в устройстве, так называемого, Водяного театра. Он является главным композиционным узлом сада. Феерическая картина архитектурно украшенного водного потока, стекающего с горы, наилучшим образом раскрывается с лоджии второго этажа, которая на нее и ориентирована. К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи - новый прием, получивший дальнейшее развитие сначала во Франции, затем в странах Европы.

Зрелищность, как типичная черта барокко, проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представляют собой завершенную парковую композицию. Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, например площадка <Торжествующий Рим> на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи.

В целом итальянские сады оказали сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции.


просмотров: 2021
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
24K Gold Plated Rose Flower Valentine's Day Birthday Romantic Gift With Box

$7.29
End Date: Sunday Dec-31-2017 19:07:59 PST
Buy It Now for only: $7.29
|
24K Gold Plated Rose Flower Valentine's Day Birthday Romantic Gift With Box

$7.29
End Date: Sunday Dec-31-2017 19:07:59 PST
Buy It Now for only: $7.29
|
24K Gold Plated Rose Flower Valentine's Day Birthday Romantic Gift With Box

$5.95
End Date: Monday Jan-8-2018 6:53:06 PST
Buy It Now for only: $5.95
|
Primitive Pip Berry Garland ~ 18ft single ply roping ~ Burgundy

$7.29
End Date: Sunday Dec-31-2017 19:07:59 PST
Buy It Now for only: $7.29
|
Сады диссидентов, 978-5-17-085499-8

$9.42
End Date: Dec-28 03:12
Buy It Now for only: US $9.42
Buy it now |
Сады Боболи

$43.96
End Date: Jan-03 09:51
Buy It Now for only: US $43.96
Buy it now |
Сады Луны, 978-5-699-66028-5

$8.05
End Date: Dec-28 03:09
Buy It Now for only: US $8.05
Buy it now |
Сады Боболи во Флоренции. Вид на чайный павильон (копия 1800-х гг. знаменитой

$18.60
End Date: Dec-24 03:40
Buy It Now for only: US $18.60
Buy it now |
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Г. Кизима Лунный календарь садовода и огородника на 2018-2027
Лунный календарь садовода и огородника на 2018-2027
Лунный календарь, который вы держите в руках - это удобная шпаргалка садовода, огородника и цветовода. В каждом месяце дается перечень основных работ на участке и различные рекомендации по выращиванию и хранению урожая. Советы расположены в таком порядке, чтобы первыми вы сделали самые неотложные и важные работы....

Цена:
100 руб

Галина Кизима Все о грядках. Какие выбрать и что посадить
Все о грядках. Какие выбрать и что посадить
Не все грядки одинаковые, как думают многие. Ведь от их вида зависит не только красота всего вашего участка и урожайность многих овощных культур, но и ваше самочувствие. На одних будет сложно работать даже молодому человеку, на других и пожилой человек сможет без устали ухаживать за растениями. О том, какие грядки бывают и как их соорудить на своем участке, рассказывает Галина Кизима, известный садовод с полувековым стажем. Также автор делится полезными секретами выращивания отличных урожаев при минимальных трудозатратах....

Цена:
66 руб

 Лунный календарь садовода на 2018 год
Лунный календарь садовода на 2018 год
Справочник садовода и огородника . Основные работы на каждый день на 2018 год...

Цена:
91 руб

 Дизайн сада. 100 проектов
Дизайн сада. 100 проектов
Согласно Книге Бытия понятия "рай" и "сад" изначально связаны друг с другом. И человек, создавая свой сад, стремится получить идеальное пространство, то райское место, в котором он будет счастлив.
Каким же может быть современный сад? Ответ на этот вопрос поможет найти книга "100 проектов. Дизайн сада". В ней собраны наиболее интересные проекты, представленные за последние 10 лет на всемирно известных выставках Chelsea Flower Show и Hampton Court Palace Flower Show, которые проходят под патронажем Королевского общества садоводов Великобритании.
"100 проектов. Дизайн сада" - оригинальные идеи и современные решения для организации пространства под открытым небом ландшафтных дизайнеров из разных стран мира. Представленные в книге работы позволят проследить, как менялся язык ландшафтного дизайна в начале XXI века, что вдохновляло дизайнеров на создание садов, какие материалы, растения и технологии они использовали....

Цена:
1329 руб

Н. И. Курдюмов Как помочь винограду перезимовать
Как помочь винограду перезимовать
"Теплые сухие субтропики, идеальные для винограда, остались в Крыму. Истинно неукрывных зон в России нет. Примерно раз в десять лет виноград вымерзает даже под Анапой и на Тамани. Достаточно положить кусты на землю и укрыть пленкой или спонбондом, чтобы не рисковать. Но "зона неукрывная" - и его привычно не укрывают. А вот у северян и сибиряков выбора нет. В Нечерноземье, на Урале и Алтае, и даже в Новосибирске, где зимой мороз за 40, виноград у любителей не вымерзает никогда. Наши столовые сорта зимуют и плодоносят там, созревая в начале сентября. Как укрывать виноград на зиму? Как защитить весной от заморозков? Об этом здесь и поговорим. Что-нибудь вам да пригодится."

Н.И.Курлюмов

...

Цена:
59 руб

Николай Курдюмов Плоскорез Фокина и другие дачные инструменты и техника, облегчающие жизнь
Плоскорез Фокина и другие дачные инструменты и техника, облегчающие жизнь
Новая серия книг Николая Курдюмова, самого известного в нашей стране популяризатора природного земледелия и эффективного садоводства - долгожданный подарок для миллионов поклонников садового мастера, как он сам себя называет. Здесь вы найдете как материалы из уже полюбившихся изданий, так и новые, об открытиях и приемах, позволяющих собирать экологически чистый урожай, причем без особых усилий.
Инструменты и различные приспособления существенно облегчают уход за садом и огородом. И неважно - промышленные это образцы или сделаны "на коленке" самим дачником. Кстати, иные кустарные приспособления даже эффективнее дорогих фирменных из магазина. Мини-энциклопедию тех и других вы найдете в этой книге.
...

Цена:
91 руб

Алан Бриджуотер, Джилл Бриджуотер Деревянные строения. Проекты для сада Woodwork for the Garden
Деревянные строения. Проекты для сада
Книга "Деревянные строения" содержит пошаговое описание садовых построек, таких как классическая беседка и пергола, декоративный стол для пикника, каскадная стойка для цветов, а также практические рекомендации по их возведению и уходу.

Для широкого круга читателей....

Цена:
302 руб

Мая Александрова Ягодные кустарники в вашем саду
Ягодные кустарники в вашем саду
В настоящее время в садах любителей наряду с привычными традиционными ягодными кустарниками, такими как смородина, крыжовник, малина, все чаще появляются новые культуры - лимонник, актинидия, хеномелес и др.
Ягоды лесных кустарничков - брусники и клюквы очень любимы россиянами, но пока еще их редко можно встретить в садах. Иргу из Северной Америки, хеномелес и лох из Восточной Азии выращивают больше как декоративные растения, но садоводы уже смогли оценить не только внешнюю привлекательность недавно появившихся в культуре кустарников (местных или завезенных из-за границы), но и приятный вкус, и питательную ценность, и целебные свойства.
Все эти растения богаты витаминами, органическими кислотами и минеральными солями, их можно употреблять в свежем и переработанном виде, использовать как целебные растения.
Надеемся, что скоро ассортимент малораспространенных культур пополнится новыми растениями, а увлеченные садоводы-любители проявят живой интерес к описанным в книге ягодным кустарникам и желание выращивать их в своих садах.
Советы автора помогут добиться в этом больших успехов....

Цена:
64 руб

Комнатные и балконные растения
Комнатные и балконные растения
Ленинград, 1955 год. Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство (Лениздат).
Издательский переплет. Сохранность книги хорошая. Суперобложка в удовлетворительном состоянии.
В книге рассказывается о комнатных и балконных растениях, о том, как их подбирать, как за ними ухаживать; дается календарь основных работ по комнатному цветоводству и многое другое.
Издание содержит большое количество цветных и тоновых иллюстраций....

Цена:
213 руб

Филипп Жиру, Боб Бекстром, Лэнс Уолхайм Ландшафтный дизайн для "чайников"
Ландшафтный дизайн для "чайников"
Если вы решили самостоятельно облагородить свой приусадебный участок, начните с чтения книги "Ландшафтный дизайн для чайников"! В ней есть все, что вам понадобится: советы по составлению плана участка, рекомендации по выбору растений, идеи тематических ландшафтов. Кроме того, авторы дают множество полезной информации по уходу за участком и рассказывают, на чем можно сэкономить, чтобы получить не просто сад, а сад вашей мечты - с клумбами, водоемами, беседками, детскими площадками и интересными решениями проблемных участков....

Цена:
1289 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования