Флористика, фитодизайн интерьера
Сады Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.

Рельеф

Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Вода

Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность

В аллеях росли ширококронные деревья - платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки: лавр, мирт, самшит, позже - сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.

Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном Хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи - использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур - чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи). Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении Цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

Планировка

Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают <лесные> участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

- на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия - размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

- сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

- основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;

- партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;

- плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались балюстрадой;

- типичный элемент - так называемый <секретный сад> - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

- каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

Ниже приводится краткое описание садов некоторых вилл.

Вилла Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, архитектор Бароцци де Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример <секретного сада>). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее - на третий уровень, - открытое пространство перед домом - Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла Ланте. Строительство виллы осуществлялось также по проекту архитектора Бароцци де Виньолы в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Банья в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, <разделив> дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75Х75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.

Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.

Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.

Вилла д'Эсте. Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор-архитектор Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, С другой - площадкой <Торжествующий Рим>. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллы Боболи и Гамберайя.

В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

- сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободнорастущие деревья, а также целые рощи, пронизанные <лесными дорогами>;

- имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

- композиционная целостность сада - одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;

- преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

- богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

- учет цвета и световых эффектов;

- продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т. д.

На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль - барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление. Примером является сад виллы Альдобрандини во Фраскати. Строительство виллы велось в 1598-1603 гг. Авторы - Джакомо де ла Порта и Доминикино. Черты барокко проявляются прежде всего в устройстве, так называемого, Водяного театра. Он является главным композиционным узлом сада. Феерическая картина архитектурно украшенного водного потока, стекающего с горы, наилучшим образом раскрывается с лоджии второго этажа, которая на нее и ориентирована. К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи - новый прием, получивший дальнейшее развитие сначала во Франции, затем в странах Европы.

Зрелищность, как типичная черта барокко, проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представляют собой завершенную парковую композицию. Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, например площадка <Торжествующий Рим> на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи.

В целом итальянские сады оказали сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции.


просмотров: 2257
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
7' ARTIFICIAL PHOENIX PALM TREE PLANT POOL PATIO SAGO COCONUT ARECA DATE TOPIARY

$4.99
End Date: Wednesday Jun-27-2018 23:36:33 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
24K Gold Plated Rose Flower Valentine's Day Gift Birthday Romantic Golden Flower

$4.99
End Date: Wednesday Jun-27-2018 23:36:33 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
24K Gold Plated Rose Flower Valentine's Day Gift Birthday Romantic Golden Flower

$4.99
End Date: Wednesday Jun-27-2018 23:36:33 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
24K Gold Plated Rose Flower Valentine's Day Gift Birthday Romantic Golden Flower

$4.99
End Date: Wednesday Jun-27-2018 23:36:33 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Галина Кизима Правильная рассада. От семян до урожая
Правильная рассада. От семян до урожая
Очень ленивые огородники покупают готовую рассаду по пути на дачу, а потом удивляются: сорт не тот, урожай, вопреки обещаниям продавца, мизерный. Хорошо, если вообще он был.  А разумно ленивые выращивают рассаду сами, не надеясь на "авось" и порядочность сезонных продавцов. Это надежнее и, кстати, гораздо дешевле. Галина Александровна Кизима, автор десятков книг и огородник с  более чем полувековым стажем, разработала свой, доступный и малозатратный, способ  получения здоровой и жизнеспособной рассады томатов, огурцов, баклажанов и многих других огородных культур. Она также поделится секретами, как ухаживать за растениями после высадки в грунт, чтобы можно было получать гарантированный урожай, несмотря на превратности погоды....

Цена:
71 руб

Н. И. Курдюмов Как удобрять грядку растениями
Как удобрять грядку растениями
Оставшись без растений всего на пару лет, почвы теряют плодородие. Оставшись без них на десять лет, превращаются в пустыни. И наоборот, самая истощенная почва восстанавливается, если укрыта растениями весь сезон. И чем дольше и гуще, тем лучше!...

Цена:
61 руб

Татьяна Борщ Лунный посевной календарь на 2018 год + удобный ежедневник садовода и огородника
Лунный посевной календарь на 2018 год + удобный ежедневник садовода и огородника
Фазы Луны и ее перемещение по знакам Зодиака - одни из основополагающих факторов обильности вашего урожая, его полезности и качества В какие дни лучше заготавливать рассаду, сажать и пропалывать, окучивать и удобрять, а также собирать плоды своего труда - все эти рекомендации есть в лунном календаре от Татьяны Борщ где указано самое благоприятное время для всех типов работ на приусадебном участке.
А удобный ежедневник с советами опытного астролога поможет вам систематизировать работу в огороде, записывая все этапы ваших посадок Теперь вам не грозит неорганизованность - в каждый момент вы будете знать когда, где и что посажено!...

Цена:
72 руб

Галина Кизима Огород для тех, кому за... без лишних усилий
Огород для тех, кому за... без лишних усилий
Серия "Возраст даче не помеха!" - находка для пенсионеров и тех, кто из-за пошатнувшегося здороровья вынужден отказываться от любимого хобби - выращивания овощей и фруктов. Как, перестав копать, полоть и поливать продолжать выращивать прекрасный урожай, рассказывает замечательный автор Галина Кизима. Она сама перешагунла 80-лентний рубеж, но обеспечивает не только себя, но и своих родных помидорами, огурцами, перцем, в общем, всеми дарами природы, которые только способен дать огород....

Цена:
58 руб

Петер Хаген Планируем сад. Освещение в саду Der gartenplaner: Light im garten
Планируем сад. Освещение в саду
Хотите преобразить ваш участок или отдельные его уголки или просто не оступиться в саду с наступлением темноты? Эта книга расскажет как о декоративной, так и о практической стороне использования света в саду. Кроме того, вы познакомитесь с основами планирования садового освещения, а эти навыки очень пригодятся вам при обустройстве сада. Автор книги приводит множество вариантов выбора различных осветительных приборов, способов их установки и подключения. Данное руководство по освещению садового участка станет надежным помощником для тех, кто обустраивает сад, и даст ответы на многие вопросы еще до того, как вы приметесь за дело.

Формат: 23,5 см x 17 см....

Цена:
249 руб

Алан Титчмарш Вьющиеся растения. Иллюстрированный справочник Climbers and Wall Shrubs
Вьющиеся растения. Иллюстрированный справочник
Книга известного английского садовода познакомит вас с наиболее интересными видами и сортами клематиса, плетистых роз, других лиан и пристенных кустарников, подскажет, как выращивать их в проблемных местах....

Цена:
119 руб

Алан Титчмарш Розы. Иллюстрированный справочник Growing Roses
Розы. Иллюстрированный справочник
Весь свой опыт, приобретенный за 40 лет занятий садоводством, автор этой книги вложил в серию практических руководств. Несложные пошаговые инструкции, сопровождаемые иллюстрациями, помогут вам усвоить или усовершенствовать основные навыки возделывания сада и огорода....

Цена:
121 руб

Геннадий Распопов Огурцы и кабачки на эко грядках. Урожай без химии
Огурцы и кабачки на эко грядках. Урожай без химии
Вырастить огурцы, тыквы, кабачки, дыни можно по новому - экологическому методу от детского врача и огородника с 40-летним стажем Геннадия Распопова. Он позволит вам получить урожай без химии, использовать который можно даже в детском питании.
Для здорового питания недостаточно просто вырастить урожай на участке своими руками. Важно, чтобы агротехника не строилась на бездумном применении химии. 
В этой книге вы найдете пошаговые рекомендации по успешному выращиванию тыквенных культур без химии. Советы детского врача помогут подобрать самые вкусные сорта, вырастить рассаду и избежать таких проблем как: пожелтение листьев, опадание завязей, повреждение плодов вредителями и болезнями.
Эта книга подскажет вам когда вовремя посеять, как ухаживать и безопасно для собственного здоровья защищать урожай от вредителей и болезней, а также подкармливать растения специальным безопасным удобрением.
Следуя шаг за шагом рекомендациям детского врача вы получите продукты, которые укрепят здоровье всей вашей семьи.
Геннадий Распопов - детский врач, садовод-практик, известный в сети Интернет своими многочисленными статьями на тему садоводства. Окончил Ленинградский педиатрический институт. 35 лет заведовал детским отделением ЦРБ и лучше всех знает какими продуктами нужно кормить детей, чтобы они выросли крепкими и здоровыми! Более 40 лет доктор Распопов занимается экологическим земледелием и делится своими знаниями с теми, кто серьезно относится к здоровью....

Цена:
81 руб

Людмила Щербакова Защищаем декоративные растения с Людмилой Щербаковой
Защищаем декоративные растения с Людмилой Щербаковой
Стоит ли при появлении насекомых сразу хвататься за опрыскиватель? Или надо сначала присмотреться внимательно и разобраться, кто же они такие и что им надо? В книге Людмилы Щербаковой изложены стратегия и тактика профилактических и защитных мер для частного сада, приведено много уникальных практических советов. Автор дает ответы на важные для садоводов вопросы: как диагностировать проблемы растений, наиболее характерные для нашего региона, как отличить действительную опасность от ложной, как свести до минимума использование "химии" и выбрать для защиты растений наименее токсичные, но достаточно эффективные методы и препараты. Уникальность издания в большом количестве фотографий, на которых можно "узнать врага в лицо", и в то же время увидеть портреты животных - друзей сада.
В конце книги - полный перечень мер по защите растений....

Цена:
519 руб

Павел Траннуа Дачный участок с нуля. С чего начать?
Дачный участок с нуля. С чего начать?
Эта книга - практическое подробное руководство по планировке посадок на участке с нуля, где, кроме дома и стоянки для машин, будут мощеные дорожки, площадки для отдыха, водоем и теплицы. Автор поэтапно рассматривает освоение всех дачных уголков, с учетом любых мелочей: от размера участка до его почвенных и ландшафтных особенностей. Благодаря выигрышным вариантам планировки ваши цветы и другие декоративные растения со временем будут становиться лишь роскошнее, садовые деревья с каждым годом будут радовать своим плодоношением, а огород - высоким и экологически чистым урожаем....

Цена:
171 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования