Флористика, фитодизайн интерьера
Сады Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.

Рельеф

Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Вода

Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность

В аллеях росли ширококронные деревья - платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки: лавр, мирт, самшит, позже - сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.

Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном Хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи - использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур - чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи). Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении Цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

Планировка

Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают <лесные> участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

- на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия - размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

- сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

- основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;

- партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;

- плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались балюстрадой;

- типичный элемент - так называемый <секретный сад> - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

- каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

Ниже приводится краткое описание садов некоторых вилл.

Вилла Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, архитектор Бароцци де Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример <секретного сада>). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее - на третий уровень, - открытое пространство перед домом - Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла Ланте. Строительство виллы осуществлялось также по проекту архитектора Бароцци де Виньолы в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Банья в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, <разделив> дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75Х75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.

Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.

Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.

Вилла д'Эсте. Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор-архитектор Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, С другой - площадкой <Торжествующий Рим>. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллы Боболи и Гамберайя.

В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

- сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободнорастущие деревья, а также целые рощи, пронизанные <лесными дорогами>;

- имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

- композиционная целостность сада - одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;

- преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

- богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

- учет цвета и световых эффектов;

- продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т. д.

На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль - барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление. Примером является сад виллы Альдобрандини во Фраскати. Строительство виллы велось в 1598-1603 гг. Авторы - Джакомо де ла Порта и Доминикино. Черты барокко проявляются прежде всего в устройстве, так называемого, Водяного театра. Он является главным композиционным узлом сада. Феерическая картина архитектурно украшенного водного потока, стекающего с горы, наилучшим образом раскрывается с лоджии второго этажа, которая на нее и ориентирована. К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи - новый прием, получивший дальнейшее развитие сначала во Франции, затем в странах Европы.

Зрелищность, как типичная черта барокко, проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представляют собой завершенную парковую композицию. Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, например площадка <Торжествующий Рим> на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи.

В целом итальянские сады оказали сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции.


просмотров: 2305
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
84 Feet Artificial Hanging Plant Silk Ivy Vine Garland Fake Home Garden Decor

$3.78
End Date: Saturday Sep-29-2018 1:42:14 PDT
Buy It Now for only: $3.78
|
Artificial Fake Babys Breath Gypsophila Silk Flowers Bouquet Home Wedding Supply

$7.09
End Date: Wednesday Oct-10-2018 19:06:52 PDT
Buy It Now for only: $7.09
|
50Pcs Artificial Fake Mini Rose Silk Flower Head Wedding Party Home Garden Decor

$4.99
End Date: Tuesday Sep-25-2018 23:36:33 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
24K Gold Plated Rose Flower Valentine's Day Gift Birthday Romantic Golden Flower

$7.09
End Date: Wednesday Oct-10-2018 19:06:52 PDT
Buy It Now for only: $7.09
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Галина Кизима Все о грядках. Какие выбрать и что посадить
Все о грядках. Какие выбрать и что посадить
Не все грядки одинаковые, как думают многие. Ведь от их вида зависит не только красота всего вашего участка и урожайность многих овощных культур, но и ваше самочувствие. На одних будет сложно работать даже молодому человеку, на других и пожилой человек сможет без устали ухаживать за растениями. О том, какие грядки бывают и как их соорудить на своем участке, рассказывает Галина Кизима, известный садовод с полувековым стажем. Также автор делится полезными секретами выращивания отличных урожаев при минимальных трудозатратах....

Цена:
62 руб

Л. И. Мовсесян Выращиваем хвойные культуры
Выращиваем хвойные культуры
Хвойные породы - ель, сосна, туя, можжевельник, пихта и другие - настойчиво просятся на наши дачи, сады, приусадебные участки. Они красивы, романтичны, но главное - вечнозелены. Декоративность их сохраняется круглый год, поражая в каждый сезон неожиданным очарованием.
Это издание поможет вам выбрать хвойные культуры для вашего участка, правильно посадить и ухаживать за ними, получать удовольствие от общения с растениями, пользоваться их природной ценностью и наслаждаться красотой многочисленных видов.
Здесь вы найдете советы по их размножению, защите от вредителей и болезней, а также садовому дизайну....

Цена:
78 руб

 Все о теплицах и парниках на садовом участке
Все о теплицах и парниках на садовом участке
В книге рассматриваются разнообразные проекты теплиц и парников, с помощью которых вы сможете вырастить на своем дачном участке овощи или цветы в нужном вам количестве. Предложенные решения позволяют наладить "регулярные поставки" к вашему столу зелени или запастись продуктами овощеводства на зиму, а может, даже организовать сельскохозяйственное производство. Рассматриваются конструкции от небольших парников до больших теплиц для фермерских хозяйств.
Различные подходы к строительству и использованию строительных материалов дадут вам богатую почву для размышлений о собственном проекте, подходящем именно для вашего хозяйства. Новые идеи строительства в рамках концепции "Солнечной теплицы" значительно повысят эффективность ваших вложений.

Для тех, кто, не раздумывая, берется за дело....

Цена:
189 руб

Н. О. Воронова, И. А. Савватеева, Т. В. Смирнова, Н. А. Шевырева Гортензии. Виды и сорта для российских садов
Гортензии. Виды и сорта для российских садов
Гортензия - королева российских садов. Этот титул достался ей благодаря пышному и рекордно длительному цветению. Популярность гортензии объясняется и почти ежегодным появлением новых зимостойких сортов - результата работы селекционеров всего мира. Количество новинок на сегодняшний день таково, что одному специалисту не под силу дать о них полное представление. Поэтому книга "Гортензии. Виды и сорта для российских садов" написана группой авторов, делящихся с читателями своим богатым личным опытом интродукции этих роскошных кустарников....

Цена:
125 руб

Майкл Лавелл Садовые помощники 101 Ideas for a Wildlife-friendly Garden
Садовые помощники
Книга содержит рекомендации по обустройству естественного сада и привлечению на дачный участок всяческой живности - птиц, ежей, шмелей, лягушек. Вместе с вами эти «санитары сада» будут заботиться о сохранении урожая, а общение с живой природой доставит вам немало приятных минут.
В этом выпуске:
- Дикая природа в вашем саду;
- Убежища для лесных обитателей;
- Растения для естественного сада;
- Подкормка птиц, зверей и насекомых;
- Создание благоприятной среды обитания;
- Устройство водоемов;
- Наблюдения за дикими обитателями сада.
...

Цена:
84 руб

Н. И. Курдюмов Как помочь винограду перезимовать
Как помочь винограду перезимовать
"Теплые сухие субтропики, идеальные для винограда, остались в Крыму. Истинно неукрывных зон в России нет. Примерно раз в десять лет виноград вымерзает даже под Анапой и на Тамани. Достаточно положить кусты на землю и укрыть пленкой или спонбондом, чтобы не рисковать. Но "зона неукрывная" - и его привычно не укрывают. А вот у северян и сибиряков выбора нет. В Нечерноземье, на Урале и Алтае, и даже в Новосибирске, где зимой мороз за 40, виноград у любителей не вымерзает никогда. Наши столовые сорта зимуют и плодоносят там, созревая в начале сентября. Как укрывать виноград на зиму? Как защитить весной от заморозков? Об этом здесь и поговорим. Что-нибудь вам да пригодится."

Н.И.Курлюмов

...

Цена:
61 руб

Е.Ю. Новиченкова Яблони в вашем саду
Яблони в вашем саду
В этой книге рассказывается о любимой всеми яблоне.
Вы узнаете о разнообразных сортах этой культуры, предназначенных для регионов разных климатических зон. Подробные рекомендации по уходу за деревьями (формированию крон, подкормке, проведению прививок, борьбе с болезнями и вредителями и др.) помогут вырастить прекрасный сад и получить богатый урожай. Также предлагаются способы хранения и переработки яблок....

Цена:
69 руб

Ирина Окунева Садовая обрезка в схемах и фотографиях
Садовая обрезка в схемах и фотографиях
Эта книга содержит сведения о том, когда и как следует производить обрезку, чтобы сформировать кроны садовых плодовых деревьев и кустарников. Она также знакомит с теоретическими основами обрезки и учит самостоятельно ориентироваться в этом вопросе. Следуя рекомендациям книги, вы сможете накопить бесценный опыт, который в дальнейшем используете на практике....

Цена:
65 руб

Геннадий Распопов Огурцы и кабачки на эко грядках. Урожай без химии
Огурцы и кабачки на эко грядках. Урожай без химии
Вырастить огурцы, тыквы, кабачки, дыни можно по новому - экологическому методу от детского врача и огородника с 40-летним стажем Геннадия Распопова. Он позволит вам получить урожай без химии, использовать который можно даже в детском питании.
Для здорового питания недостаточно просто вырастить урожай на участке своими руками. Важно, чтобы агротехника не строилась на бездумном применении химии. 
В этой книге вы найдете пошаговые рекомендации по успешному выращиванию тыквенных культур без химии. Советы детского врача помогут подобрать самые вкусные сорта, вырастить рассаду и избежать таких проблем как: пожелтение листьев, опадание завязей, повреждение плодов вредителями и болезнями.
Эта книга подскажет вам когда вовремя посеять, как ухаживать и безопасно для собственного здоровья защищать урожай от вредителей и болезней, а также подкармливать растения специальным безопасным удобрением.
Следуя шаг за шагом рекомендациям детского врача вы получите продукты, которые укрепят здоровье всей вашей семьи.
Геннадий Распопов - детский врач, садовод-практик, известный в сети Интернет своими многочисленными статьями на тему садоводства. Окончил Ленинградский педиатрический институт. 35 лет заведовал детским отделением ЦРБ и лучше всех знает какими продуктами нужно кормить детей, чтобы они выросли крепкими и здоровыми! Более 40 лет доктор Распопов занимается экологическим земледелием и делится своими знаниями с теми, кто серьезно относится к здоровью....

Цена:
81 руб

Овощи - родник здоровья
Овощи - родник здоровья
В книге в научно-популярной форме рассказано о многих видах и сортах овощных культур, технологии их возделывания, пищевых качествах, диетических и некоторых лечебных свойствах овощей. По сравнению с предыдущими изданиями материал значительно переработан и дополнен.
В книгу включены новые разделы об овощных растениях земного шара, о генофонде, сосредоточенном в коллекции ВИР; в ней дано описание малоизвестных растений и рецептов приготовления, блюд.
С цветными иллюстрациями.
Рассчитана на массового читателя....

Цена:
95 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования