Флористика, фитодизайн интерьера
Сады Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения

После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.

Рельеф

Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Вода

Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность

В аллеях росли ширококронные деревья - платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки: лавр, мирт, самшит, позже - сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.

Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном Хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи - использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур - чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи). Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении Цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

Планировка

Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают <лесные> участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

- на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия - размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

- сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

- основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;

- партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;

- плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались балюстрадой;

- типичный элемент - так называемый <секретный сад> - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

- каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

Ниже приводится краткое описание садов некоторых вилл.

Вилла Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, архитектор Бароцци де Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример <секретного сада>). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее - на третий уровень, - открытое пространство перед домом - Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла Ланте. Строительство виллы осуществлялось также по проекту архитектора Бароцци де Виньолы в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Банья в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, <разделив> дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75Х75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.

Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.

Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.

Вилла д'Эсте. Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор-архитектор Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, С другой - площадкой <Торжествующий Рим>. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллы Боболи и Гамберайя.

В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

- сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободнорастущие деревья, а также целые рощи, пронизанные <лесными дорогами>;

- имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

- композиционная целостность сада - одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;

- преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

- богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

- учет цвета и световых эффектов;

- продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т. д.

На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль - барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление. Примером является сад виллы Альдобрандини во Фраскати. Строительство виллы велось в 1598-1603 гг. Авторы - Джакомо де ла Порта и Доминикино. Черты барокко проявляются прежде всего в устройстве, так называемого, Водяного театра. Он является главным композиционным узлом сада. Феерическая картина архитектурно украшенного водного потока, стекающего с горы, наилучшим образом раскрывается с лоджии второго этажа, которая на нее и ориентирована. К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи - новый прием, получивший дальнейшее развитие сначала во Франции, затем в странах Европы.

Зрелищность, как типичная черта барокко, проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представляют собой завершенную парковую композицию. Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, например площадка <Торжествующий Рим> на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи.

В целом итальянские сады оказали сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции.


просмотров: 1902
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
50Pcs Artificial Fake Rose Silk Flower Head Wedding Party Home Garden Decor US

$15.29
End Date: Saturday Aug-19-2017 14:25:49 PDT
Buy It Now for only: $15.29
|
21 Heads Artificial Silk Rose Flower Home Garden Decor Wedding Party Bouquet New

$10.99
End Date: Friday Sep-1-2017 17:20:03 PDT
Buy It Now for only: $10.99
|
1 Bouquet Fake Artificial Peony Silk Flower Wedding Home Decor Bridal Hydrangea

$7.09
End Date: Friday Sep-15-2017 19:06:52 PDT
Buy It Now for only: $7.09
|
50Pcs Artificial Fake Rose Silk Flower Head Wedding Party Home Garden Decor US

$7.09
End Date: Friday Sep-15-2017 19:06:52 PDT
Buy It Now for only: $7.09
|
Сады Боболи

$44.09
End Date: Sep-05 10:51
Buy It Now for only: US $44.09
Buy it now |
Купить духи 55 мл Brocard Сады Соблазна Страсть - Туалетная вода 55 мл с дост...

$15.44
End Date: Sep-03 02:12
Buy It Now for only: US $15.44
Buy it now |
Платок "Сады Шираза" бордовый (Размер 89х89 см.)

$24.26
End Date: Aug-28 04:48
Buy It Now for only: US $24.26
Buy it now |
Сады диссидентов, 978-5-17-085499-8

$9.45
End Date: Aug-30 04:12
Buy It Now for only: US $9.45
Buy it now |
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Галина Кизима Огород для тех, кому за... без лишних усилий
Огород для тех, кому за... без лишних усилий

С возрастом работать на огороде все труднее. Что же теперь? Отказаться от любимого занятия? Ни в коем случае! Автор этой книги - Галина Кизима уже разменяла девятый десяток, но даже не думает останавливаться. За более чем пятидесятилетнюю дачную деятельность она пришла к выводу, что вовсе не обязательно трудиться не покладая рук, чтобы получить урожай. Даже копать, поливать и полоть не обязательно! Овощи прекрасно растут у того, кто знает, что они любят, а что нет, и учитывает их потребности. Впрочем, прочтите эту книгу - и вы поймете, что в любом возрасте можно выращивать прекрасные урожаи не ценой здоровья, а, наоборот, укрепляя его.

...

Цена:
73 руб

Павел Траннуа Сад без нервов. Обрезка и подкормка
Сад без нервов. Обрезка и подкормка
Эта книга написана садоводом-практиком, который экспериментирует с органическими удобрениями более 40 лет. Автор трепетно следит за химическим составом почвы и давно отказался от применения минеральных удобрении. Но все садоводы знают: без удобрений и подкормок в саду не обойтись книге вы найдете принципы здорового садоводства без ошибок и без нервов основные секреты сверхурожая в саду, правила обрезки, подкормки, поливов и ухода за плодово-ягодным садом....

Цена:
94 руб

Галина Кизима Моя высокоурожайная теплица. Как вырастить высокие урожаи томатов, перца, баклажанов и огурцов под одной крышей
Моя высокоурожайная теплица. Как вырастить высокие урожаи томатов, перца, баклажанов и огурцов под одной крышей
Даже самые опытные дачники не застрахованы от сюрпризов изменчивой погоды. Сильный ветер ломает выращенные с любовью ценные сорта овощных культур, ночные понижения температуры приостанавливают рост растений, а заморозки вовсе губят рассаду. Так что всем, кто хочет получить гарантированный урожай и увеличить продолжительность сезона на два-три месяца, без теплицы не обойтись. Галина Кизима, известный огородник с полувековым опытом, в этой книге подробно рассказывает о преимуществах различных моделей теплиц и наиболее эффективном их использовании. Здесь же дачники найдут сведения о совместимости культур, почвообороте, а также узнают о "фирменном" методе подготовки рассады самых популярных овощей, которым успешно пользуется автор, доступном и малозатратном. Галина Кизима в своей книге не обошла стороной и проблемы, возникающие при выращивании овощей в закрытом грунте и способах их преодоления.


...

Цена:
78 руб

Н. И. Курдюмов Как не навредить сильной обрезкой
Как не навредить сильной обрезкой
"В этой книжке я покажу распространенные приемы обрезки в нашем реальном исполнении вместе с результатом. Ты сделал - дерево ответило. Полезно в смысле прозрения: что же ты творишь, схватив пилу или секатор.
Всегда оговариваюсь: показанные приемы сильной обрезки - не для сурового Севера и Сибири. Там лучше как можно меньше нарушать естественную программу деревьев. Единственное, что нужно - лечение коры и омолаживающая разгрузка старых веток. Ну, и санитарная вырезка отмерзших частей после суровой зимы".

Н.И.Курдюмов

...

Цена:
63 руб

Ю. А. Комаров Травник знахаря. Целебные травы в вашем саду
Травник знахаря. Целебные травы в вашем саду
Ваш ухоженный сад - живая радость для души, но он же может обеспечить вас и лекарством для тела!
Воспользуйтесь советами известного травника и профессионального врача Юрия Комарова по созданию настоящего русского целебного сада. Книга содержит практические рекомендации по пересадке диких целебных растений и выбору окультуренных. Травы, кусты и деревья - наши, "чисто русские", но правильно посаженные, своевременно собранные и грамотно высушенные, - порадуют вас и как оригинальный десерт, и как лекарство, и как незаменимые спутники банно-ванных ритуалов....

Цена:
99 руб

Александр Сапелин Садовые композиции. Том 12
Садовые композиции. Том 12

Некоторым кажется, что с газоном все просто: посеял траву в землю, и она, конечно, взошла, да вся такая зелененькая, ровненькая... Но так, к сожалению не получится. Сначала надо грунт подготовить, потом семена выбрать, посеять их правильно , долго поливать, стричь. Вот если все сделаете, как в нашем следующем томе написано, тогда и сможете поваляться в свое удовольствие на мягкой травке.

...

Цена:
109 руб

Галина Кизима Все ответы на вопросы о вашем огороде
Все ответы на вопросы о вашем огороде
Нужно ли утеплять компостную кучу на зиму? Почему потемнела цветная капуста? Сколько плодов может выдать одно растение кабачка за сезон? Почему у баклажана не завязываются плоды? Тысячи вопросов задают радиослушатели и телезрители известному автору-огороднице Галине Кизиме. Самые актуальные из них она отобрала в этой книге, которая будет полезна как опытным, так и начинающим дачникам....

Цена:
73 руб

Эмма Кларк Искусство исламского сада The Art of the Islamic Garden
Искусство исламского сада
Эта книга знакомит вас с дизайном, символикой и растительным миром традиционного исламского сада, а также содержит практические советы для тех, кто хотел бы сформировать такой сад. Создателю такого сада или дизайнеру будет весьма полезно иметь представление о культуре, которая породила его. Книга содержит также чертежи и множество идей для дизайна....

Цена:
539 руб

Андрей Туманов Календарь дачника
Календарь дачника
"Пора или не пора?" - главный вопрос садовода. Как бы не пропустить время посева, не опоздать с обрезкой и подкормкой удобрениями, в срок провести опрыскивание от вредителей и сбор урожая!
Первый помощник в этом деле - наш календарь дачника, который подробно и точно расписывает всю последовательность садовых работ на год. Календарь разделен на три части - сад, огород и цветник. Внутри каждой части культуры расположены по алфавиту, что облегчает поиск нужной информации. Для каждой культуры составлена уникальная сводная таблица по месяцам и декадам с подробным указанием видов работ. Кроме таблицы, для каждой культуры дается краткая ботаническая характеристика, справка об условиях выращивания, болезнях и вредителях....

Цена:
43 руб

А. И. Морозов Выращивание шампиньонов
Выращивание шампиньонов
Книга в доступной форме рассказывает читателю о любительском и промышленном способах разведения грибов шампиньонов.
Автор дает практические советы по способам производства грибов, подробно описывает подготовку помещений и материалов для выращивания грибов.

Для широкого круга желающих профессионально заняться промышленным производством грибной продукции и любителей....

Цена:
48 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования