Флористика. Ландшафтное проектирование. Садово-парковое искусство.

Эпоха Возрождения

После тысячелетия средневековья на рубеже ХIV-XV вв. в культуре Европы формируется новое направление, обращенное к гуманизму античности, ее архитектуре и искусству. Оно получило название Ренессанс, или Возрождение.

Возрождение - это не просто расцвет искусства, связанный с возвращением к античным образцам. Это и развитие производительных сил и производственных отношений, стремление человека освободиться от подавляющего гнета церкви. В архитектуре Возрождение - это новый этап, характеризующийся созданием великолепных городских ансамблей, строительством дворцов, храмов, общественных зданий. В это время в Италии работали такие великие мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Браманте, Рафаэль, Джулио Романо, Барроци да Виньола и др., некоторые из них принимали участие в создании садов.

Эпоха Возрождения, длившаяся всего два столетия, включает три периода: раннее Возрождение (XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (вторая половина XVI в.) и позднее Возрождение (XVI в.). Каждый период характеризуется своими чертами.

Для садово-паркового искусства этой эпохи характерно прежде всего планировочное и композиционное единство архитектурных ансамблей. Итальянский сад определился как целостное художественное произведение, где гармонически слиты природа и искусство. Обобщая все многообразие садов итальянского Ренессанса, можно выделить следующие общие черты в использовании природного ландшафта и планировке.

Рельеф

Сады располагались на террасированных склонах. Террасы в виде подпорных стен, облицованных камнем, украшенных нишами, скульптурой, гротами и увенчанных балюстрадой, составляют структурную основу итальянского сада. Связь между террасами осуществляется с помощью богато украшенных лестниц и пандусов. В садах позднего Ренессанса лестницы становятся важным планировочным элементом: они включаются в осевую композицию сада, подчеркивая архитектуру дома, направляют движение.

Вода

Водных устройств не просто много, они таковы, чтобы подать как можно больше воды с ее блеском и музыкой - со всей щедростью и откровенным восхищением, свойственным Возрождению. Вода, взятая в трубы, направляется с верхних частей склонов в различные точки сада, где вздымается в фонтанах, ниспадает в каскадах, разливается в плоских бассейнах. Спокойной воды почти нет. Водные устройства становятся композиционными центрами сада, располагаются по его осям, на них фокусируются видовые лучи.

Растительность

В аллеях росли ширококронные деревья - платаны и дубы, реже кипарисы, используемые в качестве акцентов. Для создания зеленых стен применялись растения, хорошо сохраняющие форму после стрижки: лавр, мирт, самшит, позже - сближенные посадки кипариса. Самшит использовался для узорчатых бордюров и арабесок на партерах.

Зеленые массивы (боскеты) состояли преимущественно из вечнозеленых деревьев, главным образом дубов. Они росли свободно, но обрамлялись зелеными стрижеными стенами. Из листопадных использовали ильм, тополь, каштан съедобный, а также плодовые деревья и маслины. В группах применяли в основном Хвойные - сосну итальянскую и кипарис. В декоративных вазах выращивали цитрусовые. Вьющиеся - виноград, розы, плющи - использовали в перголах.

В итальянских садах появляется новый прием - боскет. Это участок сада, ограниченный регулярными дорожками и имеющий геометрический контур - чаще всего прямоугольник или квадрат. Его внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядовыми посадками или стенами живой изгороди. посадки внутри боскета могут быть регулярными или свободными. Часто боскеты имеют внутренние дороги, связанные с общей дорожной сетью (вилла Боболи). Ассортимент цветочных растений был чрезвычайно богат и включал многочисленные виды луковичных, а также ирисы, лилии, гвоздики, фиалки и др. В оформлении Цветы использовались очень сдержанно, их размещение было строго продумано.

Планировка

Итальянские сады относятся к регулярным. Они замкнуты и строятся на внутренних композициях. Замкнутое пространство сада связано с окружающим ландшафтом с помощью одного или нескольких внешних видов, включенных в обзор с внешних точек сада. К саду часто примыкают <лесные> участки или рощи. В целом планировка итальянского сада формировалась следующим образом:

- на террасированном склоне, в его различных частях - на вершине, в средней части или у подножия - размещался дом. Он был планировочной доминантой сада, на которую ориентирована главная композиционная ось;

- сад имел ярко выраженное осевое построение. Главная продольная ось проходит поперек террас. Перпендикулярно ей направлены поперечные оси. Композиционные узлы - дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения размещались по этим осям, на их пересечении или завершении;

- основная часть сада была занята насаждениями в боскетах, дающими тень, обрамляющими внутренние перспективы и узлы, акцентирующими их декоративные элементы;

- партеры размещались по главной оси и, в зависимости от рельефа, либо непосредственно перед домом, либо у подножия склона. Партер представлял собой плоский сад (развитие сада-ксиста). Он был как бы продолжением дома, оформлялся цветниками или арабесками из стриженного буксуса, украшался фонтанами и скульптурой. Часто на партерах устраивались беседки, трельяжи, перголы;

- плоская часть сада часто замыкалась полукруглой стеной из камня или растений и обычно заканчивалась ступенчато оформленным откосом. Такой прием получил название амфитеатра. Каменные стены амфитеатров украшались нишами со скульптурой и завершались балюстрадой;

- типичный элемент - так называемый <секретный сад> - изолированный участок или небольшой сад, предназначенный для отдыха;

- каждый узел композиционно завершен в общем, целостном решении сада.

Ниже приводится краткое описание садов некоторых вилл.

Вилла Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, архитектор Бароцци де Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 км от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример <секретного сада>). Площадь сада невелика, всего около 1 га. Участок имеет вытянутую форму (1:3) и решен в четырех уровнях. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов, а от нее - на третий уровень, - открытое пространство перед домом - Сад кариатид. Он представляет собой плоскую террасу (75Х44 м) с низким парапетом, приспособленным для сидения. На парапете установлены 4-метровые скульптуры в виде женских фигур, держащих на голове корзины с цветами и фруктами. Плоскостное решение сада позволяет воспринимать фигуры на фоне окружающего ландшафта, а сами скульптуры служат рамами для раскрывающихся перспектив на холмы, покрытые вечнозеленой растительностью. Эта площадка является кульминационной точкой, когда из замкнутого пространства, ориентированного на восприятие внутренних композиций (состоящих из водных устройств и скульптуры, лишенных зеленого оформления), внимание вдруг переключается на далекие панорамы синеющих гор и зелень лесов. Внутренним лейтмотивом сада является разнообразно оформленный горный ручей, образующий его продольную ось. Площадка четвертого уровня оформлена водоемами и фонтаном.

Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка.

Вилла Ланте. Строительство виллы осуществлялось также по проекту архитектора Бароцци де Виньолы в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Банья в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто. Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, <разделив> дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75Х75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль. Остальные квадраты партера оформлены цветниками, заключенными в бордюры из самшита.

Композиция сада интересна постепенной сменой парковых картин, индивидуальным решением каждого уровня, где по мере продвижения убывают архитектурные элементы, все ближе подступают стены боскетов и плотнее смыкаются кроны деревьев (платанов). Водоток, стекающий (как в вилле Капрарола) по пандусу, здесь обрамляется уже не каменными, а зелеными стенами. Сад окружен стеной, однако с запада к нему примыкает роща со свободнорастущими деревьями, в которой размещены различные парковые устройства: бассейн, беседка, фонтан Пегас, лабиринт.

Регулярность садов итальянского Ренессанса не была сухой и жесткой: в садах размещались свободнорастущие группы пиний, платанов, кипарисов; деревья, обрамляющие боскеты, не всегда стригли; зеленые массивы, окружающие сад, оттеняли архитектуру и подчеркивали связь с природным окружением.

Вилла д'Эсте. Вилла находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д'Эсте. Она построена в 40-х годах XVI в. Автор-архитектор Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70Х70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты. Достопримечательность сада - две поперечные оси. Верхняя - Аллея ста фонтанов протяженностью 150 м. Она окаймлена узким каменным водоемом с бесчисленными скульптурами, источающими воду. Аллея замыкается с одной стороны фонтаном Сивилла, С другой - площадкой <Торжествующий Рим>. Нижняя поперечная ось проходит у подножия откоса и представляет собой цепь прямоугольных водоемов. В северной части она завершается Водяным органом, откуда в бассейн с высоты 15 м низвергается водопад. Каждый узел решен самостоятельно и в то же время гармонично вписан в общую композицию сада.

Помимо развития пространства по одной оси, были сады, где развитие шло в двух направлениях. Это было обусловлено особенностями территории. К числу таких садов можно отнести виллы Боболи и Гамберайя.

В итоге можно выделить следующие особенности итальянских садов Ренессанса, определяющие их художественный образ:

- сады относятся к числу регулярных. Однако их регулярность не жесткая, сады могут включать свободнорастущие деревья, а также целые рощи, пронизанные <лесными дорогами>;

- имеют архитектурный характер. Ни до, ни после не было такой богатой и органичной обработки ландшафта средствами архитектуры. Архитектура начинается с обработки рельефа и воды, доходит до кульминации во дворцах и павильонах, а завершается в изысканных сооружениях малых форм - скамьях, вазах, деталях и богатом скульптурном украшении;

- композиционная целостность сада - одна из важнейших черт. Она достигается, с одной стороны, пространственной целостностью, нерасторжимым единством природы с архитектурой, использованием местного строительного материала и ассортимента растений, с другой - развитием заданной темы и формированием целостного художественного образа сада;

- преобладание внутренних композиций, но с включением внешних, необходимых для раскрытия идеи сада;

- богатство и пышность во всем, но без перегруженности;

- учет цвета и световых эффектов;

- продуманность соотношений, соразмерность планировочных элементов: высоты скульптур и их фона, размеров бассейнов, ширины аллей и высоты деревьев, высоты подпорных стен и т. д.

На смену Возрождению в XVII в. пришло новое художественное направление в искусстве, новый стиль - барокко. Зародившись в Италии, а в последующем широко распространившись во Франции, Германии, Фландрии и России, он просуществовал до середины XVIII в. Произведения барокко характеризуются пафосом, приподнятостью, контрастностью и подвижностью форм. Эти характерные черты особенно ярко проявились в архитектуре и садово-парковом искусстве: в динамичности масс, обилии декора, сочности цвета. Изысканная декоративность форм уступила место пышности, стремлению вызвать удивление. Примером является сад виллы Альдобрандини во Фраскати. Строительство виллы велось в 1598-1603 гг. Авторы - Джакомо де ла Порта и Доминикино. Черты барокко проявляются прежде всего в устройстве, так называемого, Водяного театра. Он является главным композиционным узлом сада. Феерическая картина архитектурно украшенного водного потока, стекающего с горы, наилучшим образом раскрывается с лоджии второго этажа, которая на нее и ориентирована. К дворцовой террасе ведут лучевые (или радиальные) аллеи - новый прием, получивший дальнейшее развитие сначала во Франции, затем в странах Европы.

Зрелищность, как типичная черта барокко, проявляется и в устройстве зеленых театров (виллы Гарцони, Гори, Марлия). Они оформляются стрижеными стенами, скульптурой, группами кипарисов, узорчатыми газонами, партерами и представляют собой завершенную парковую композицию. Черты барокко встречаются также в садах позднего Ренессанса, например площадка <Торжествующий Рим> на вилле д'Эсте или сложный рисунок дорог в боскетах виллы Боболи.

В целом итальянские сады оказали сильное влияние на садово-парковое искусство Европы, в первую очередь Франции.

Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$3.78
End Date: Friday Dec-28-2018 0:42:14 PST
Buy It Now for only: $3.78
|
Artificial Fake Babys Breath Gypsophila Silk Flowers Bouquet Home Wedding Supply


$3.78
End Date: Friday Dec-28-2018 0:42:14 PST
Buy It Now for only: $3.78
|
Artificial Fake Babys Breath Gypsophila Silk Flowers Bouquet Home Wedding Supply


$11.99
End Date: Friday Jan-4-2019 9:12:05 PST
Buy It Now for only: $11.99
|
Artificial Hanging Plant 84 Feet Silk Ivy Vine Garland Fake Home Garden Decor


$7.99
End Date: Monday Dec-17-2018 14:14:32 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
10 stems Artificial Floral Silk Fake Flower Bouquet Home Decor Wedding Decor 8


$7.99
End Date: Monday Dec-17-2018 14:14:32 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
10 stems Artificial Floral Silk Fake Flower Bouquet Home Decor Wedding Decor 8


$7.99
End Date: Monday Dec-17-2018 14:14:32 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
10 stems Artificial Floral Silk Fake Flower Bouquet Home Decor Wedding Decor 8


$7.99
End Date: Monday Dec-17-2018 14:14:32 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
10 stems Artificial Floral Silk Fake Flower Bouquet Home Decor Wedding Decor 8


$7.99
End Date: Monday Dec-17-2018 14:14:32 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Г. Кизима, Н. Малышкина Дневник садовода-огородника на 3 года. 2018–2020
Дневник садовода-огородника на 3 года. 2018–2020
Этот дневник станет вашим незаменимым помощником при планировании работ в саду и огороде на целых три года. Удобная структура издания поможет организовать посадки, классифицировать семена и систематизировать сделанные вами выводы.

Лунный дачный календарь составлен с учетом астрономически выверенных лунных ритмов. Полезное дополнение - лунный календарь на каждый месяц в практичном формате "Семафора". Отдельно сгруппированы благоприятные и неблагоприятные для работы с растениями дни.

Особенную ценность дневнику придают полезные советы садовода с 50-летним стажем Г.А.Кизимы....

Цена:
273 руб

Галина Кизима Разумная теплица. Главная книга о раннем урожае от Галины Кизимы
Разумная теплица. Главная книга о раннем урожае от Галины Кизимы
В непростых климатических условиях средней полосы дачникам не обойтись без парников и теплиц. Как ускорить получение урожая и защитить его от суровой непогоды с помощью конструкций и укрытий вы найдете в книге известного садовода-практика Галины КИЗИМЫ. В этой книге автор делится своими секретами обустройства теплицы и парника и получения первого урожая овощей уже в начале июня. Вы узнаете какие культуры станут лучшими "соседями", схемы посадок помогут вам грамотно спланировать размещение рассады на грядках под крышей, а пошаговые рекомендации по агротехнике и защите растений позволят избежать основных проблем. Эта книга поможет вам:
- не тратить последние силы и средства на борьбу за урожай;
- освоить методику разумного земледелия;
- выбрать самые урожайные сорта для выращивания в закрытом грунте;
- легко обустроить удобные грядки и подготовить плодородную почву;
- грамотно спланировать размещение рассады;
Галина Кизима - любимый автор дачников, ее 50-летний опыт успешного земледелия на шести сотках ценится миллионами садоводов и огородников за разумный подход, при котором вырастить ранний и богатый урожай можно даже при самых неблагоприятных климатических условиях, сэкономив при этом силы, время и деньги!...

Цена:
84 руб

Елена Константинова Цветники и садовые композиции. Идеи, принципы, примеры
Цветники и садовые композиции. Идеи, принципы, примеры
Елена Константинова по праву считается одним из самых успешных ландшафтных дизайнеров России. В этой книге она делится с читателем своим многолетним опытом создания надежных и красивых садов в условиях средней полосы России. Подробно рассмотрены основные аспекты устройства цветников и садовых композиций. Значительное внимание уделено вопросам классификации цветников, анализу вариантов применения растений в дизайне сада, особенностям выбора колористической схемы цветника.
Книга богато иллюстрирована уникальными фотографиями изысканных садов, созданных автором преимущественно в России, а также прекрасными рисунками цветников и садовых композиций. Это замечательное издание наверняка станет настольной книгой начинающего ландшафтного дизайнера, а опытный специалист с ее помощью откроет для себя новые творческие горизонты....

Цена:
1459 руб

Цветоводство для всех
Цветоводство для всех
Книга содержит сведения о цветочных растениях открытого грунта и комнатных растениях. Даны практические советы по выращиванию и содержанию цветочных растений с календарем работ, их размещению на садовом участке и в комнатных условиях. Приведены конструкции теплиц, парников, высоких гряд для выращивания цветов.
Книга предназначена для цветоводов-любителей....

Цена:
113 руб

Овощи - родник здоровья
Овощи - родник здоровья
В книге в научно-популярной форме рассказано о многих видах и сортах овощных культур, технологии их возделывания, пищевых качествах, диетических и некоторых лечебных свойствах овощей. По сравнению с предыдущими изданиями материал значительно переработан и дополнен.
В книгу включены новые разделы об овощных растениях земного шара, о генофонде, сосредоточенном в коллекции ВИР; в ней дано описание малоизвестных растений и рецептов приготовления, блюд.
С цветными иллюстрациями.
Рассчитана на массового читателя....

Цена:
90 руб

Анна Белякова Розы на дачном участке
Розы на дачном участке
Розы отличаются многообразием окраски и форм, а также благоуханием ароматов. Они всегда в центре внимания на клумбах. Нежные цветы нуждаются в постоянной заботе: поливе, подкормках, обрезке, защите от морозов. Книга поможет в выборе подходящего вида роз и приобретении качественных саженцев для посадки на своем участке. Также вы узнаете о мерах по подготовке грунта, особенностях посадки корнесобственных, плетистых и штамбовых роз, способах размножения этих цветов и многом другом....

Цена:
53 руб

Л. Ю. Трейвас, О. А. Каштанова Болезни и вредители плодовых растений. Атлас-определитель
Болезни и вредители плодовых растений. Атлас-определитель
Этот уникальный, великолепно иллюстрированный атлас-определитель поможет вам по фотографиям и описаниям симптомов поставить правильный диагноз заболеваний и повреждений основных плодовых растений. Для каждой культуры в полном объеме описаны признаки болезней, указаны их возбудители, а также вредители и наносимый ими ущерб, рекомендованы меры профилактики и борьбы, разрешенные средства защиты и оптимальные сроки их применения.

Авторы - опытнейшие специалисты, научные сотрудники отдела защиты растений Главного ботанического сада РАН Любовь Юрьевна Трейвас и Ольга Александровна Каштанова. Книга представляет интерес как для фитопатологов, специалистов по защите растений, так и для садоводов-любителей. Руководствуясь рекомендациями авторов, вы сможете поддерживать плодовый сад в здоровом состоянии....

Цена:
839 руб

Геннадий Распопов Зелень для здоровья. Лук и чеснок на эко грядках
Зелень для здоровья. Лук и чеснок на эко грядках

Салат, разнообразная зелень, лук и чеснок вдвойне полезны, когда выращены своими руками по экологической технологии.
Новый авторский метод выращивания разных видов чеснока и лука, салатов и шпината от детского врача и садовода с 40-летним стажем Геннадия Распопова позволит вам получить максимально полезный урожай без применения химии.
В этой небольшой, но очень информативной книге автор делится своими секретами и уникальной авторской методикой выращивания зеленных культур, дает рекомендации по выбору лучших сортов и качественного посадочного материала.
Вы сможете освоить правила безвредной агротехники, научиться бороться с болезнями и вредителями без ядов, подкармливать чистым и безопасным удобрением и, наконец, получить действительно витаминный урожай!
Следуя шаг за шагом рекомендациям детского врача вы получите продукты, которые укрепят здоровье всей вашей семьи.
Геннадий Распопов - детский врач, садовод-практик, известный в сети Интернет своими многочисленными статьями на тему садоводства. Окончил Ленинградский педиатрический институт. 35 лет заведовал детским отделением ЦРБ и лучше всех знает какими продуктами нужно кормить детей, чтобы они выросли крепкими и здоровыми! Более 40 лет доктор Распопов занимается экологическим земледелием и делится своими знаниями с теми, кто серьезно относится к здоровью.


...

Цена:
81 руб

Геннадий Распопов Картофель и капуста на эко грядках. Урожай без химии
Картофель и капуста на эко грядках. Урожай без химии
Новый экологический метод выращивания картофеля и капусты от детского врача и огородника с многолетним стажем Геннадия Распопова позволит вам получить урожай без химии, использовать который можно даже в детском питании. 
В этой книге вы найдете пошаговые рекомендации по выращиванию самого полезного картофеля и всех видов капусты. 
Вы сможете подобрать вкусные сорта, пригодные для выращивания даже в регионах с самым неблагоприятным климатом, научитесь выращивать идеальную рассаду, вовремя подкармливать и поливать, а так же бороться с вредителями и болезнями без применения "тяжелой артиллерии". 
Следуя шаг за шагом рекомендациям детского врача вы получите продукты, которые укрепят здоровье всей вашей семьи.
Геннадий Распопов - детский врач, садовод-практик, известный в сети Интернет своими многочисленными статьями на тему садоводства. Окончил Ленинградский педиатрический институт. 35 лет заведовал детским отделением ЦРБ и лучше всех знает какими продуктами нужно кормить детей, чтобы они выросли крепкими и здоровыми! Более 40 лет доктор Распопов занимается экологическим земледелием и делится своими знаниями с теми, кто серьезно относится к здоровью....

Цена:
81 руб

Галина Кизима Хитрые грядки. Толковая книга для тех, кто любит отдыхать
Хитрые грядки. Толковая книга для тех, кто любит отдыхать
Эта книга специально для тех, кто не верит в то, что огород на даче может стать местом отдыха, а не вечной каторги с весны до глубокой осени. 50-летний опыт Галины Кизимы, известного в России садовода-любителя, доказывает: спелые помидоры в Питере можно собирать уже в июне, поливать даже самые требовательные растения можно однажды за сезон, а о прополке и перекопке земли не стыдно забыть и вовсе. В этой книге доходчиво и толково объясняется, как правильно "воспитать" свой огород, системно отстроить все процессы один раз, чтобы перестать каждый сезон биться за урожай. И научиться получать удовольствие от выращивания любимых овощей!...

Цена:
155 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования