Флористика, фитодизайн интерьера
Французское садово-парковое искусство XVII века

Французское садово-парковое искусство XVII века

С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Королевский абсолютизм, объединивший под своей властью обширную территорию (близкую к современной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов.

Ренессанс во Франции охватывает период со второй половины XV века до начала XVIII . Во время военных походов в Италию французы пребывали под сильным влиянием культуры итальянского Ренессанса. Это благотворное влияние отразилось и на французском садово-парковом строительстве. Но природные условия Франции характеризуются более прохладным, чем в Италии, климатом. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Рельеф более ровный, течение рек спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные - граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень. Все эти условия направили развитие французского садового искусства по собственному, индивидуальному пути развития.

Во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями - берсо или перголами, а также невысокими стенами - палисадами. Планировка садов была простая - в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры - бродери. Их создателем является королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженый буксус, а также <мертвый> материал - песок, толченый кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном. Он развивает итальянский боскет: создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы.

Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры. Идея создания каналов в пониженных частях местности с успехом была воплощена садовником Андруэ де Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров.

Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению - увязке дома с садом, развитию продольно-осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического.

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XV II в.

Описание садов Франции периода Ренессанса находим в трактате Анри Молле, крупнейшего строителя парков того времени, <Садовые орнаменты для удовольствия> (1651). Он считал, что характерными элементами французских садов являются широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженные боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптураим и фонтанами. В это время во Франции плодотворно работали итальянский мастер Марколиано, архитекторы Де Серсо, Делорен и другие. Жан Боало - мастер и теоретик паркового искусства написал книгу в трех томах о композиции, строительстве парков и уходе за парковой растительностью. Свои взгляды на садово-парковое строительство он проверил на парках Люксембурга и Версаля.

Самым известным теоретическим трудом по устройству парков был <Трактат по теории садоводства> (1709) Держанвиля (автор текста) и Леблона (автор рисунков). Главные положения этой книги всесторонне характеризуют французское садовое зодчество рассматриваемого периода. Основой всякого парка считалась согласованность с ландшафтом, согласованность, иногда нарушающая симметрию. Строитель парка должен был стремиться к естественности и отказываться от всего необычного. Например, зеленый откос следовало предпочитать большой подпорной стене, стриженный зеленый свод - сложной трельяжной конструкции. Не рекомендовалось устраивать густые и мрачные сады, а также слишком увлекаться созданием открытых пространств. По теории, напротив дома или дворца следовало устроить большую аллею с двумя-четырьмя рядами деревьев, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот прием, получивший название <ах-ах>, позволял неожиданно раскрыть вид на окружающий ландшафт.

Французским зодчим приходилось использовать малейшие неровности местности, что привело к таким характерным приемам, как боулингрин, то есть заниженный участок газона, нарушал однообразную ровную поверхность почвы. Вертюгаден во французских парках играл такую же роль как амфитеатр в итальянских. Он представлял собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках. Характерной особенностью французских вертюгаденов, которую не часто замечают архитекторы, было отсутствие параллельности всех кривых, составляющих это устройство.

Главное место у дворца или дома во французских парках отводилось партерам, которые устраивались в основном из сплошного или вырезного газона, окаймленного низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой посыпанной песком. Сложные узоры в партере создавали из песка, толченого угля, кирпича, стекла. Иногда партеры сплошь засаживали цветами или ставили кадки с подстриженными деревьями.

Самую большую часть парка занимали боскеты, классификацию которых впервые дал Держанвиль. И. Блондель в четвертом томе <Курса архитектуры> отметил, что боскет может быть использован как открытый манеж, помещение для танцев, театр из зелени, лабиринт. Кроме закрытых боскетов, создавались открытые посадки - кенконс. Это были прямоугольные площадки, осаженные по квадратам высокоствольными деревьями так, что вид во все стороны был открыт. Кроны деревьев искусно подстригали. Однако этот прием на получил широкого распространения и был забыт.

Середину XVII века принято считать периодом подъема французской культуры. Средоточием всей умственной жизни страны был двор Людовика XIV . Искусство стало предметом особой заботы короля, так как он видел в нем средство для возвеличивания своей власти.

Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. Андре Ленотр (1613-1700 гг.). Первым крупным его произведением был парк в поместье Во-ле-Виконт, где Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Кроме парка Во-ле-Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664-1672 гг.), Сен-Клу, Шатильи (1693 г.), сад Марии (1699 г.). Но вершиной его творчества считается Версаль - резиденция Людовика XIV (1662-1700 гг.).

Во-ле-Виконт

Загородная резиденция министра финансов Фуке. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с архитектором Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки.

Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов. На плоскостях террас последовательно размещены кружевные цветники, водные партеры, каналы поперечных осей, концентрируя внимание в направлении движения. Дорога, идущая от дворца по центру террас, является главной композиционной осью. Она завершается большим поперечным каналом (преобразованное русло реки) и замыкается архитектурно оформленным холмом (пластически обработанный высокий берег реки). Это единственный случай замыкания Ленотром перспективы. Канал с каскадом и гротом - кульминационный узел парка, уравновешивающий дворец. Открытые полосы террас с цветниками, бассейнами и фонтанами окружены стрижеными зелеными стенами боскетов, образующими залы под открытым небом.

Развитие композиции от дворца к холму идет в направлении нарастания площадей террас, упрощения рисунка, укрупнения деталей, расширения поперечных водных осей, как будто все более углубляющихся в зеленые массивы боскетов и все более ориентирующих на боковые картины. Дворец в каждой точке парка воспринимается как центр пейзажной картины с различным оформлением. Декоративное украшение сада дополняют многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы с цветами. При движении в обратном направлении, т. е. к дворцу, нарастает усложнение композиций.

Умело используя перепад рельефа, Ленотр определил такую высоту и ширину террас, которые, при кажущейся раскрытости всего ансамбля, обеспечили необходимую смену впечатлений, постепенное и последовательное включение в обзор парковых композиций (поперечных осей каналов, водных партеров).

Парк рассчитан на пребывание большого количества людей, проведение грандиозных праздников, театральных представлений и трактовался как красочная обширная декорация.

Версаль

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с архитекторами Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га.

Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить. В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных - тис и ель, из плодовых - яблоня, груша, вишня.

Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса. Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. С востока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии. Площадь постепенно уменьшается и переходит в Передний двор, отделенный от нее небольшой золоченой решеткой с воротами. Двор приводит к Почетному двору, визуально отделенному от Почетного двора конной статуей Людовика XIV (такой внутренний двор, ограниченный выступающими флигелями носит название курдонера). Мощеные брусчаткой дворы постепенно повышают уровень площадей к центральному объему дворца, резко выдвинутую в парк.

Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер. Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина - 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части - 1600 м, поперечной - 1000, ширина - свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное - декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации.

Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними свободным.

Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придвор-цовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев.

Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая - через Колесницу Аполлона, вторая - через восточный бассейн Большого канала, - отделяет лесопарковую часть от боскетной

Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боскетов. деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди - палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся.

Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал. Королевский остров).

За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга - Менажерией. Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала.

В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций.

Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность восприятия композиций с учетом рельефа. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер возвышаются над остальными частями парка. Таким образом, кроме главной панорамы есть еще несколько других точек, откуда раскрываются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу. открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним заманчивые дали. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества <короля-солнца>.

Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому; применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения); строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами; декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко); широко применяются растения в кадках. Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.

А. Ленотр представлял себе сад как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. Отдельные детали - это как бы галереи, театры, башни, ворота, купола, колоннады, триумфальные арки; в зеленых залах <лежали> газонные ковры с цветочным рисунком; цветники напоминали мозаичные полы; их украшали вазы и фонтаны.

Характерная черта регулярного стиля - безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.

Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы - круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно.

Классические парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии - королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере - ансамбль Герренгаузен; в Австрии - Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф).

Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.


просмотров: 1769
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Artificial Fake Babys Breath Gypsophila Silk Flowers Bouquet Home Wedding Supply

$11.99
End Date: Monday Nov-5-2018 9:12:05 PST
Buy It Now for only: $11.99
|
Artificial Hanging Plant 84 Feet Silk Ivy Vine Garland Fake Home Garden Decor

$3.78
End Date: Monday Oct-29-2018 1:42:14 PDT
Buy It Now for only: $3.78
|
Artificial Fake Babys Breath Gypsophila Silk Flowers Bouquet Home Wedding Supply

$3.99
End Date: Friday Nov-16-2018 2:42:09 PST
Buy It Now for only: $3.99
|
Artificial Fake Silk Peony Rose Flower Bouquets Home Wedding Party Decoration US

$4.29
End Date: Friday Nov-16-2018 2:42:09 PST
Buy It Now for only: $4.29
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Галина Кизима Лунный посевной календарь огородника на 2019 год
Лунный посевной календарь огородника на 2019 год
Календарь позволит садоводам и огородникам проводить сев и посадки растений в наиболее благоприятные сроки для их роста и развития. Кроме того, используя данные календаря, можно составить свой график удобных для вас дней посева и посадок, а также ухода за растениями....

Цена:
37 руб

Е. О. Марасанова Организуем собственный питомник с Еленой Марасановой
Организуем собственный питомник с Еленой Марасановой
Хотите получить с одного куста десяток новых растений? Или вырастить несколько горшочков здоровой рассады для своего сада? Может быть, вы планируете не останавливаться на достигнутом и создать свой питомник? Автор - ученый агроном, специалист с более чем 30-летним стажем работы в питомниках Северо-Запада, описывает тонкости всех способов размножения, принятых в декоративном садоводстве. Учтены возможности садоводов-любителей, представлены современные технологии разведения растений для более опытных и практически настроенных садоводов.

Формат: 23 см x 24 см....

Цена:
519 руб

Галина Кизима Самая полная книга разумно ленивого дачника. Секреты легкого урожая
Самая полная книга разумно ленивого дачника. Секреты легкого урожая
"Не  копать!", "не полоть!" и "не поливать!" - это основы новейшей, без преувеличения, революционной концепции, предложенной известным садоводом-практиком, автором десятков книг по выращиванию овощей и фруктов на даче, Галины Александровны Кизимы. Возможно кому-то такой способ "борьбы за урожай" покажется странным и неприемлемым, но не торопитесь с выводами. То, что он работает уже доказано самим автором и сотнями тысячами ее последователей, многие из которых когда-то скептически отнеслись к призывам знаменитой огородницы с 55-летним стажем. Следуя советам Галины Александровны Кизимы, вы с удивлением очень быстро обнаружите, что многие некогда трудоемкие операции по уходу за растениями исчезнут из арсенала обязательных, но это скажется на урожае только в лучшую сторону. В этой книге вы найдете ответ на, казалось бы, неразрешимый вопрос: как поменьше работать, но больше получать....

Цена:
354 руб

А. Сапелин Создаем план дачного участка. Том 3
Создаем план дачного участка. Том 3
В этом томе Вы сможете узнать о всех тонкостях работы с почвой, разобраться в деталях, получить практические советы. Подробно рассмотрены виды почв, средства ее улучшения и способы обработки. Даны рекомендации по выбору лучших материалов и походящих удобрений, раскрыты приемы, позволяющие получить богатый урожай....

Цена:
49 руб

Елена Константинова Цветники и садовые композиции. Идеи, принципы, примеры
Цветники и садовые композиции. Идеи, принципы, примеры
Елена Константинова по праву считается одним из самых успешных ландшафтных дизайнеров России. В этой книге она делится с читателем своим многолетним опытом создания надежных и красивых садов в условиях средней полосы России. Подробно рассмотрены основные аспекты устройства цветников и садовых композиций. Значительное внимание уделено вопросам классификации цветников, анализу вариантов применения растений в дизайне сада, особенностям выбора колористической схемы цветника.
Книга богато иллюстрирована уникальными фотографиями изысканных садов, созданных автором преимущественно в России, а также прекрасными рисунками цветников и садовых композиций. Это замечательное издание наверняка станет настольной книгой начинающего ландшафтного дизайнера, а опытный специалист с ее помощью откроет для себя новые творческие горизонты....

Цена:
1529 руб

Г. А. Кизима Теплица для всех. Как вырастить высокие урожаи томатов, перца, баклажанов и огурцов под одной крышей
Теплица для всех. Как вырастить высокие урожаи томатов, перца, баклажанов и огурцов под одной крышей
Даже самые опытные дачники не застрахованы от сюрпризов изменчивой погоды. Сильный ветер ломает выращенные с любовью ценные сорта овощных культур, ночные понижения температуры приостанавливают рост растений, а заморозки вовсе губят рассаду. Так что всем, кто хочет получить гарантированный урожай и увеличить продолжительность сезона на два-три месяца, без теплицы не обойтись. Галина Кизима, известный огородник с полувековым опытом, в этой книге подробно рассказывает о преимуществах различных моделей теплиц и наиболее эффективном их использовании. Здесь же дачники найдут сведения о совместимости культур, почвообороте, а также узнают о "фирменном" методе подготовки рассады самых популярных овощей, которым успешно пользуется автор, - доступном и малозатратном. Галина Кизима в своей книге не обошла стороной и проблемы, возникающие при выращивании овощей в закрытом грунте и способах их преодоления....

Цена:
59 руб

Петер Хаген Планируем сад. Освещение в саду Der gartenplaner: Light im garten
Планируем сад. Освещение в саду
Хотите преобразить ваш участок или отдельные его уголки или просто не оступиться в саду с наступлением темноты? Эта книга расскажет как о декоративной, так и о практической стороне использования света в саду. Кроме того, вы познакомитесь с основами планирования садового освещения, а эти навыки очень пригодятся вам при обустройстве сада. Автор книги приводит множество вариантов выбора различных осветительных приборов, способов их установки и подключения. Данное руководство по освещению садового участка станет надежным помощником для тех, кто обустраивает сад, и даст ответы на многие вопросы еще до того, как вы приметесь за дело.

Формат: 23,5 см x 17 см....

Цена:
281 руб

Мария Колпакова Виноград для любого региона. Как вырастить без ошибок? 50 шагов к успеху
Виноград для любого региона. Как вырастить без ошибок? 50 шагов к успеху
Выращивание винограда - очень интересное и полезное дело. Для того, чтобы ваш виноградник активно плодоносил, не страдал от болезней и вредителей, не вымерзал зимой, ему требуется грамотный уход. Именно об этом коротко и понятно рассказывается в этой книге. И начинающему, и опытному виноградарю будет полезна информация о выборе места, подготовке почвы, удобрениях и других важных моментах для получения богатого урожая.
Как добиться успеха в выращивании винограда, не повторяя из года в год одни и те же ошибки? В этой книге по полочкам разложены все самые важные правила, которые помогут разобраться в оптимальных для роста винограда условиях, правильно разбить участок и обеспечить растения всем необходимым, чтобы всегда быть со стабильным, а главное - качественным урожаем! Вам будет интересно: Как выбрать место под посадку и правильно разбить участок? Какие сорта выбирать по срокам созревания? Когда и как сажать, чтобы добиться спелости? Как проводить полив, подкормку, обрезку и формировку? Как уберечь урожай от болезней и вредителей? Как правильно укрывать виноградник? Как выполнять обрезку и формировку? 
...

Цена:
46 руб

Геннадий Распопов Зелень для здоровья. Лук и чеснок на эко грядках
Зелень для здоровья. Лук и чеснок на эко грядках

Салат, разнообразная зелень, лук и чеснок вдвойне полезны, когда выращены своими руками по экологической технологии.
Новый авторский метод выращивания разных видов чеснока и лука, салатов и шпината от детского врача и садовода с 40-летним стажем Геннадия Распопова позволит вам получить максимально полезный урожай без применения химии.
В этой небольшой, но очень информативной книге автор делится своими секретами и уникальной авторской методикой выращивания зеленных культур, дает рекомендации по выбору лучших сортов и качественного посадочного материала.
Вы сможете освоить правила безвредной агротехники, научиться бороться с болезнями и вредителями без ядов, подкармливать чистым и безопасным удобрением и, наконец, получить действительно витаминный урожай!
Следуя шаг за шагом рекомендациям детского врача вы получите продукты, которые укрепят здоровье всей вашей семьи.
Геннадий Распопов - детский врач, садовод-практик, известный в сети Интернет своими многочисленными статьями на тему садоводства. Окончил Ленинградский педиатрический институт. 35 лет заведовал детским отделением ЦРБ и лучше всех знает какими продуктами нужно кормить детей, чтобы они выросли крепкими и здоровыми! Более 40 лет доктор Распопов занимается экологическим земледелием и делится своими знаниями с теми, кто серьезно относится к здоровью.


...

Цена:
81 руб

Октябрина Ганичкина, Александр Ганичкин Удобная книга начинающего садовода-огородника
Удобная книга начинающего садовода-огородника
Удобное, четко структурированное справочное руководство для нового поколения дачников – для тех кто ценит свое время, доверяет многолетнему опыту и не желает "наступать на собственные грабли". Система навигации поможет найти ответ на любой вопрос за секунды. 80 самых популярных культур, три основных раздела: плодовый сад и ягодники, овощи, препараты для защиты растений. Исчерпывающие рекомендации: какие сорта выбрать, как посадить, как ухаживать, чем подкормить, как защитить от болезней и вредителей и гарантированно получить богатый урожай с первого сезона. Октябрина Ганичкина – признанный эксперт в области дачного хозяйства, кандидат сельскохозяйственных наук, автор множества бестселлеров по выращиванию овощей, фруктов и ягод, самая популярная в России телеведущая программ по садоводству и огородничеству. Александр Ганичкин – дипломированный ученый-агроном....

Цена:
521 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования