Флористика, фитодизайн интерьера
Французское садово-парковое искусство XVII века

Французское садово-парковое искусство XVII века

С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Королевский абсолютизм, объединивший под своей властью обширную территорию (близкую к современной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов.

Ренессанс во Франции охватывает период со второй половины XV века до начала XVIII . Во время военных походов в Италию французы пребывали под сильным влиянием культуры итальянского Ренессанса. Это благотворное влияние отразилось и на французском садово-парковом строительстве. Но природные условия Франции характеризуются более прохладным, чем в Италии, климатом. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Рельеф более ровный, течение рек спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные - граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень. Все эти условия направили развитие французского садового искусства по собственному, индивидуальному пути развития.

Во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями - берсо или перголами, а также невысокими стенами - палисадами. Планировка садов была простая - в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры - бродери. Их создателем является королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженый буксус, а также <мертвый> материал - песок, толченый кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном. Он развивает итальянский боскет: создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы.

Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры. Идея создания каналов в пониженных частях местности с успехом была воплощена садовником Андруэ де Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров.

Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению - увязке дома с садом, развитию продольно-осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического.

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XV II в.

Описание садов Франции периода Ренессанса находим в трактате Анри Молле, крупнейшего строителя парков того времени, <Садовые орнаменты для удовольствия> (1651). Он считал, что характерными элементами французских садов являются широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженные боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптураим и фонтанами. В это время во Франции плодотворно работали итальянский мастер Марколиано, архитекторы Де Серсо, Делорен и другие. Жан Боало - мастер и теоретик паркового искусства написал книгу в трех томах о композиции, строительстве парков и уходе за парковой растительностью. Свои взгляды на садово-парковое строительство он проверил на парках Люксембурга и Версаля.

Самым известным теоретическим трудом по устройству парков был <Трактат по теории садоводства> (1709) Держанвиля (автор текста) и Леблона (автор рисунков). Главные положения этой книги всесторонне характеризуют французское садовое зодчество рассматриваемого периода. Основой всякого парка считалась согласованность с ландшафтом, согласованность, иногда нарушающая симметрию. Строитель парка должен был стремиться к естественности и отказываться от всего необычного. Например, зеленый откос следовало предпочитать большой подпорной стене, стриженный зеленый свод - сложной трельяжной конструкции. Не рекомендовалось устраивать густые и мрачные сады, а также слишком увлекаться созданием открытых пространств. По теории, напротив дома или дворца следовало устроить большую аллею с двумя-четырьмя рядами деревьев, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот прием, получивший название <ах-ах>, позволял неожиданно раскрыть вид на окружающий ландшафт.

Французским зодчим приходилось использовать малейшие неровности местности, что привело к таким характерным приемам, как боулингрин, то есть заниженный участок газона, нарушал однообразную ровную поверхность почвы. Вертюгаден во французских парках играл такую же роль как амфитеатр в итальянских. Он представлял собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках. Характерной особенностью французских вертюгаденов, которую не часто замечают архитекторы, было отсутствие параллельности всех кривых, составляющих это устройство.

Главное место у дворца или дома во французских парках отводилось партерам, которые устраивались в основном из сплошного или вырезного газона, окаймленного низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой посыпанной песком. Сложные узоры в партере создавали из песка, толченого угля, кирпича, стекла. Иногда партеры сплошь засаживали цветами или ставили кадки с подстриженными деревьями.

Самую большую часть парка занимали боскеты, классификацию которых впервые дал Держанвиль. И. Блондель в четвертом томе <Курса архитектуры> отметил, что боскет может быть использован как открытый манеж, помещение для танцев, театр из зелени, лабиринт. Кроме закрытых боскетов, создавались открытые посадки - кенконс. Это были прямоугольные площадки, осаженные по квадратам высокоствольными деревьями так, что вид во все стороны был открыт. Кроны деревьев искусно подстригали. Однако этот прием на получил широкого распространения и был забыт.

Середину XVII века принято считать периодом подъема французской культуры. Средоточием всей умственной жизни страны был двор Людовика XIV . Искусство стало предметом особой заботы короля, так как он видел в нем средство для возвеличивания своей власти.

Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. Андре Ленотр (1613-1700 гг.). Первым крупным его произведением был парк в поместье Во-ле-Виконт, где Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Кроме парка Во-ле-Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664-1672 гг.), Сен-Клу, Шатильи (1693 г.), сад Марии (1699 г.). Но вершиной его творчества считается Версаль - резиденция Людовика XIV (1662-1700 гг.).

Во-ле-Виконт

Загородная резиденция министра финансов Фуке. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с архитектором Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки.

Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов. На плоскостях террас последовательно размещены кружевные цветники, водные партеры, каналы поперечных осей, концентрируя внимание в направлении движения. Дорога, идущая от дворца по центру террас, является главной композиционной осью. Она завершается большим поперечным каналом (преобразованное русло реки) и замыкается архитектурно оформленным холмом (пластически обработанный высокий берег реки). Это единственный случай замыкания Ленотром перспективы. Канал с каскадом и гротом - кульминационный узел парка, уравновешивающий дворец. Открытые полосы террас с цветниками, бассейнами и фонтанами окружены стрижеными зелеными стенами боскетов, образующими залы под открытым небом.

Развитие композиции от дворца к холму идет в направлении нарастания площадей террас, упрощения рисунка, укрупнения деталей, расширения поперечных водных осей, как будто все более углубляющихся в зеленые массивы боскетов и все более ориентирующих на боковые картины. Дворец в каждой точке парка воспринимается как центр пейзажной картины с различным оформлением. Декоративное украшение сада дополняют многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы с цветами. При движении в обратном направлении, т. е. к дворцу, нарастает усложнение композиций.

Умело используя перепад рельефа, Ленотр определил такую высоту и ширину террас, которые, при кажущейся раскрытости всего ансамбля, обеспечили необходимую смену впечатлений, постепенное и последовательное включение в обзор парковых композиций (поперечных осей каналов, водных партеров).

Парк рассчитан на пребывание большого количества людей, проведение грандиозных праздников, театральных представлений и трактовался как красочная обширная декорация.

Версаль

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с архитекторами Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га.

Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить. В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных - тис и ель, из плодовых - яблоня, груша, вишня.

Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса. Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. С востока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии. Площадь постепенно уменьшается и переходит в Передний двор, отделенный от нее небольшой золоченой решеткой с воротами. Двор приводит к Почетному двору, визуально отделенному от Почетного двора конной статуей Людовика XIV (такой внутренний двор, ограниченный выступающими флигелями носит название курдонера). Мощеные брусчаткой дворы постепенно повышают уровень площадей к центральному объему дворца, резко выдвинутую в парк.

Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер. Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина - 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части - 1600 м, поперечной - 1000, ширина - свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное - декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации.

Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними свободным.

Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придвор-цовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев.

Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая - через Колесницу Аполлона, вторая - через восточный бассейн Большого канала, - отделяет лесопарковую часть от боскетной

Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боскетов. деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди - палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся.

Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал. Королевский остров).

За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга - Менажерией. Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала.

В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций.

Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность восприятия композиций с учетом рельефа. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер возвышаются над остальными частями парка. Таким образом, кроме главной панорамы есть еще несколько других точек, откуда раскрываются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу. открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним заманчивые дали. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества <короля-солнца>.

Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому; применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения); строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами; декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко); широко применяются растения в кадках. Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.

А. Ленотр представлял себе сад как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. Отдельные детали - это как бы галереи, театры, башни, ворота, купола, колоннады, триумфальные арки; в зеленых залах <лежали> газонные ковры с цветочным рисунком; цветники напоминали мозаичные полы; их украшали вазы и фонтаны.

Характерная черта регулярного стиля - безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.

Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы - круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно.

Классические парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии - королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере - ансамбль Герренгаузен; в Австрии - Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф).

Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.


просмотров: 1324
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
12pcs Artificial Hanging Plant Leaf Fake Foliage Ivy Vine Garland Leaves Wreath

$7.09
End Date: Tuesday Nov-14-2017 18:06:52 PST
Buy It Now for only: $7.09
|
50Pcs Artificial Fake Rose Silk Flower Head Wedding Party Home Garden Decor US

$7.09
End Date: Tuesday Nov-14-2017 18:06:52 PST
Buy It Now for only: $7.09
|
50Pcs Artificial Fake Rose Silk Flower Head Wedding Party Home Garden Decor US

$24.99
End Date: Wednesday Nov-8-2017 11:07:26 PST
Buy It Now for only: $24.99
|
Fall Harvest Lighted Collapsible Tree, by Collections Etc

$8.51
End Date: Saturday Nov-4-2017 17:40:13 PDT
Buy It Now for only: $8.51
|
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Д. Г. Хессайон Все о теплицах и зимних садах
Все о теплицах и зимних садах
Справочники обычно не упоминают о самой, на наш взгляд, большой радости, которую приносит обладание теплицей. Имея теплицу, вы, войдя в нее, можете погрузиться в принадлежащий только вам мир, который на время отвлечет вас от повседневных забот и укроет от превратностей погоды.
Растения, растущие в открытом грунте в саду, не принадлежат нам в полной мере: вольно или невольно мы вынуждены "делиться" ими с членами семьи, соседями и даже случайными прохожими; кроме того, растения в саду зависят от погодных условий, которые диктуют нам, что и в каком порядке нужно делать. Другое дело — теплица. Здесь растения укрыты от посторонних глаз и полностью зависят от нас, поэтому, если мы вовремя не польем, не подкормим и не пересадим растения, они погибнут....

Цена:
226 руб

Ю. Б. Марковский, И. В. Успенский Хвойные растения для декоративного сада. Иллюстрированный справочник
Хвойные растения для декоративного сада. Иллюстрированный справочник
Эта уникальная, не имеющая аналогов книга Ю.Б.Марковского и И.В.Успенского - очень емкий и надежный источник информации, отражающий современный ассортимент хвойных растений. Авторы приводят точные сведения о видах, формах и сортах, которые в последние годы прошли серьезные испытания в садах Центральной и Северо-Западной России. Задача книги - помочь читателю сориентироваться в разнообразии представленных на рынке многочисленных туй, пихт, кипарисовиков, сосен, елей, можжевельников, имеющих различный, порой очень оригинальный облик, и грамотно подобрать экземпляры, подходящие для конкретного участка.
Кроме того, авторы советуют, как и какие сорта и формы лучше использовать в групповых композициях, в миксбордере, в каменистых садах, рассказывают, как правильно стричь хвойные, чтобы получить аллеи, изгороди, бордюры или создать элегантный садовый бонсай - ниваки.
Отдельные главы посвящены агротехнике хвойных, их вегетативному и семенному размножению, защите от болезней и вредителей, в частности, от нашествия короеда-типографа.

Книга основана на многолетнем опыте авторов и предназначена ландшафтным дизайнерам, озеленителям и всем серьезным любителям растений....

Цена:
1189 руб

Галина Кизима Все о грядках. Какие выбрать и что посадить
Все о грядках. Какие выбрать и что посадить
Не все грядки одинаковые, как думают многие. Ведь от их вида зависит не только красота всего вашего участка и урожайность многих овощных культур, но и ваше самочувствие. На одних будет сложно работать даже молодому человеку, на других и пожилой человек сможет без устали ухаживать за растениями. О том, какие грядки бывают и как их соорудить на своем участке, рассказывает Галина Кизима, известный садовод с полувековым стажем. Также автор делится полезными секретами выращивания отличных урожаев при минимальных трудозатратах....

Цена:
66 руб

Д. Г. Хессайон Все об овощах The Pocket Vegetable Expert
Все об овощах
Краткие сведения об овощных культурах и о том, как их выращивать.
Книгой можно пользоваться во время работы на участке.
Сокращенный вариант популярной книги об овощных культурах....

Цена:
106 руб

Н. И. Курдюмов Как плодоносят кустарники и лианы
Как плодоносят кустарники и лианы
"В общем-то, большинство кустарников и лиан плодоносит схоже с деревьями: на разных плодушках или на приростах. Только ветки у них могут быть очень короткоживущие: у малины и ежевики - два лета, у смородины - три-пять. Радикально отличаются только те растения, что цветут и плодят на летних побегах. Сначала эти побеги изрядно отрастают и только потом на них появляются бутоны, цветки и плоды.
Таков, например, виноград. И многие декоративные растения: розы, спиреи, буддлеи, клематисы... Но мы рассмотрим в основном то, что дает съедобные плоды".

Н.И.Курдюмов

...

Цена:
60 руб

Антон Дубенюк Готовим почву для идеального урожая. Том 4
Готовим почву для идеального урожая. Том 4
Зеленные культуры - это овощи, у которых в пищу используют зеленые части растений (салаты, шпинат, листовая горчица и другие). Они незаменимы для вегетарианской кухни и диетического питания, богаты полезными веществами, целебны, помогают вести здоровый образ жизни. Приглашаем познакомиться поближе с разнообразным миром зеленных культур и попробовать вырастить их на своем огороде....

Цена:
69 руб

Ф. Ф. Карпов Грибы. Выращивание для себя и на продажу
Грибы. Выращивание для себя и на продажу
Вы любите собирать грибы? А знаете, как выращивать их у себя в саду? Или в помещении на специальном субстрате в течение всего года?
Об этом расскажет Федор Федорович Карпов - кандидат биологических наук, доцент медико-биологического факультета Российского государственного медицинского университета. Федор Федорович - организатор и руководитель студенческой лаборатории по разработке технологии культивирования съедобных и целебных грибов, изучению их фармакологических свойств.
Конечно, вырастить белые грибы и маслята в большом количестве вам вряд ли удастся, а вот шиитаке и вешенки - вполне. По качеству и свежести такие грибы будут гораздо лучше, чем те, которые вы покупаете в магазине.

Книга написана доступным языком, хорошо проиллюстрирована и послужит руководством к действию как для фермеров, так и для всех любителей грибов....

Цена:
222 руб

Траннуа Павел Франкович Секреты доброй почвы для чудо-урожая
Секреты доброй почвы для чудо-урожая
Эта книга о приготовлении идеальной почвы для сверхмаксимального урожая. Она написана садоводом-практиком, который экспериментирует на своем огороде более 40 лет и освоил множество техник удобрения почвы без применения химии. Автор давно отказался от применения минеральных удобрений, ведь все они лишь создают яркий внешний эффект, но при этом существенно подрывают здоровье растений и качество урожая. Книга поможет вам разобраться в видах удобрений, секретах правильного приготовления компоста, получения максимального урожая без лишних затрат. Пусть пошаговые авторские рекомендации помогут вам приготовить лучшую почву для любой культуры!...

Цена:
104 руб

Л. Ю. Трейвас Болезни и вредители роз, хвойных и других декоративных растений. Атлас-определитель
Болезни и вредители роз, хвойных и других декоративных растений. Атлас-определитель
Не важно, что растет у вас на участке - коллекционные розы, редкие хвойные, рододендроны или скромные колокольчики, астильбы, нивяники, примулы и флоксы. Любой сад прекрасен, если не населен вредителями и все растения в нем здоровы. Атлас-определитель "Болезни и вредители роз, хвойных и других декоративных растений" поможет вам определить заболевание по симптомам, опознать вредителей и выбрать современные, разрешенные к применению средства защиты растений и оптимальные сроки обработок. Автор этого атласа-определителя - опытнейший специалист, научный сотрудник защиты растений Главного ботанического сада РАН Любовь Юрьевна Трейвас.
Все главы книги проиллюстрированы авторскими фотографиями.

Книга адресована дизайнерам, агрономам, специалистам по озеленению, а также всем, кто выращивает декоративные растения для оформления личных садов.

...

Цена:
990 руб

Галина Кизима 365 разумных советов садоводам и огородникам
365 разумных советов садоводам и огородникам
У огородников и садоводов-любителей каждый день возникает множество вопросов: как и где правильно сажать растения, какие сорта выбирать, почему болеют зеленые питомцы? Галина Александровна Кизима - садовод с многолетним стажем - дает только разумные советы по выращиванию овощей, деревьев, кустарников и цветов. Книга построена на основе тех вопросов, которые волнуют садоводов и которые чаще всего задают автору читатели и радиослушатели....

Цена:
83 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования