Флористика. Ландшафтное проектирование. Садово-парковое искусство.

Французское садово-парковое искусство XVII века

С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Королевский абсолютизм, объединивший под своей властью обширную территорию (близкую к современной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов.

Ренессанс во Франции охватывает период со второй половины XV века до начала XVIII . Во время военных походов в Италию французы пребывали под сильным влиянием культуры итальянского Ренессанса. Это благотворное влияние отразилось и на французском садово-парковом строительстве. Но природные условия Франции характеризуются более прохладным, чем в Италии, климатом. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Рельеф более ровный, течение рек спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные - граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень. Все эти условия направили развитие французского садового искусства по собственному, индивидуальному пути развития.

Во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями - берсо или перголами, а также невысокими стенами - палисадами. Планировка садов была простая - в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры - бродери. Их создателем является королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженый буксус, а также <мертвый> материал - песок, толченый кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном. Он развивает итальянский боскет: создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы.

Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры. Идея создания каналов в пониженных частях местности с успехом была воплощена садовником Андруэ де Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров.

Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению - увязке дома с садом, развитию продольно-осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического.

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XV II в.

Описание садов Франции периода Ренессанса находим в трактате Анри Молле, крупнейшего строителя парков того времени, <Садовые орнаменты для удовольствия> (1651). Он считал, что характерными элементами французских садов являются широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженные боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптураим и фонтанами. В это время во Франции плодотворно работали итальянский мастер Марколиано, архитекторы Де Серсо, Делорен и другие. Жан Боало - мастер и теоретик паркового искусства написал книгу в трех томах о композиции, строительстве парков и уходе за парковой растительностью. Свои взгляды на садово-парковое строительство он проверил на парках Люксембурга и Версаля.

Самым известным теоретическим трудом по устройству парков был <Трактат по теории садоводства> (1709) Держанвиля (автор текста) и Леблона (автор рисунков). Главные положения этой книги всесторонне характеризуют французское садовое зодчество рассматриваемого периода. Основой всякого парка считалась согласованность с ландшафтом, согласованность, иногда нарушающая симметрию. Строитель парка должен был стремиться к естественности и отказываться от всего необычного. Например, зеленый откос следовало предпочитать большой подпорной стене, стриженный зеленый свод - сложной трельяжной конструкции. Не рекомендовалось устраивать густые и мрачные сады, а также слишком увлекаться созданием открытых пространств. По теории, напротив дома или дворца следовало устроить большую аллею с двумя-четырьмя рядами деревьев, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот прием, получивший название <ах-ах>, позволял неожиданно раскрыть вид на окружающий ландшафт.

Французским зодчим приходилось использовать малейшие неровности местности, что привело к таким характерным приемам, как боулингрин, то есть заниженный участок газона, нарушал однообразную ровную поверхность почвы. Вертюгаден во французских парках играл такую же роль как амфитеатр в итальянских. Он представлял собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках. Характерной особенностью французских вертюгаденов, которую не часто замечают архитекторы, было отсутствие параллельности всех кривых, составляющих это устройство.

Главное место у дворца или дома во французских парках отводилось партерам, которые устраивались в основном из сплошного или вырезного газона, окаймленного низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой посыпанной песком. Сложные узоры в партере создавали из песка, толченого угля, кирпича, стекла. Иногда партеры сплошь засаживали цветами или ставили кадки с подстриженными деревьями.

Самую большую часть парка занимали боскеты, классификацию которых впервые дал Держанвиль. И. Блондель в четвертом томе <Курса архитектуры> отметил, что боскет может быть использован как открытый манеж, помещение для танцев, театр из зелени, лабиринт. Кроме закрытых боскетов, создавались открытые посадки - кенконс. Это были прямоугольные площадки, осаженные по квадратам высокоствольными деревьями так, что вид во все стороны был открыт. Кроны деревьев искусно подстригали. Однако этот прием на получил широкого распространения и был забыт.

Середину XVII века принято считать периодом подъема французской культуры. Средоточием всей умственной жизни страны был двор Людовика XIV . Искусство стало предметом особой заботы короля, так как он видел в нем средство для возвеличивания своей власти.

Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. Андре Ленотр (1613-1700 гг.). Первым крупным его произведением был парк в поместье Во-ле-Виконт, где Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Кроме парка Во-ле-Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664-1672 гг.), Сен-Клу, Шатильи (1693 г.), сад Марии (1699 г.). Но вершиной его творчества считается Версаль - резиденция Людовика XIV (1662-1700 гг.).

Во-ле-Виконт

Загородная резиденция министра финансов Фуке. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с архитектором Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки.

Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов. На плоскостях террас последовательно размещены кружевные цветники, водные партеры, каналы поперечных осей, концентрируя внимание в направлении движения. Дорога, идущая от дворца по центру террас, является главной композиционной осью. Она завершается большим поперечным каналом (преобразованное русло реки) и замыкается архитектурно оформленным холмом (пластически обработанный высокий берег реки). Это единственный случай замыкания Ленотром перспективы. Канал с каскадом и гротом - кульминационный узел парка, уравновешивающий дворец. Открытые полосы террас с цветниками, бассейнами и фонтанами окружены стрижеными зелеными стенами боскетов, образующими залы под открытым небом.

Развитие композиции от дворца к холму идет в направлении нарастания площадей террас, упрощения рисунка, укрупнения деталей, расширения поперечных водных осей, как будто все более углубляющихся в зеленые массивы боскетов и все более ориентирующих на боковые картины. Дворец в каждой точке парка воспринимается как центр пейзажной картины с различным оформлением. Декоративное украшение сада дополняют многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы с цветами. При движении в обратном направлении, т. е. к дворцу, нарастает усложнение композиций.

Умело используя перепад рельефа, Ленотр определил такую высоту и ширину террас, которые, при кажущейся раскрытости всего ансамбля, обеспечили необходимую смену впечатлений, постепенное и последовательное включение в обзор парковых композиций (поперечных осей каналов, водных партеров).

Парк рассчитан на пребывание большого количества людей, проведение грандиозных праздников, театральных представлений и трактовался как красочная обширная декорация.

Версаль

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с архитекторами Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га.

Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить. В ассортименте из лиственных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных - тис и ель, из плодовых - яблоня, груша, вишня.

Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса. Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно 500 м. С востока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии. Площадь постепенно уменьшается и переходит в Передний двор, отделенный от нее небольшой золоченой решеткой с воротами. Двор приводит к Почетному двору, визуально отделенному от Почетного двора конной статуей Людовика XIV (такой внутренний двор, ограниченный выступающими флигелями носит название курдонера). Мощеные брусчаткой дворы постепенно повышают уровень площадей к центральному объему дворца, резко выдвинутую в парк.

Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены: цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер. Колесница Аполлона и, наконец, Большой канал. Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина - 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части - 1600 м, поперечной - 1000, ширина - свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное - декоративный эффект его зеркальной поверхности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы благодаря западной ориентации.

Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел четкой видимости при рассеянном освещении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними свободным.

Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придвор-цовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев.

Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходящих: первая - через Колесницу Аполлона, вторая - через восточный бассейн Большого канала, - отделяет лесопарковую часть от боскетной

Между придворцовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боскетов. деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавливали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди - палисады, выкрашенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки. Иногда у палисадов высаживали вьющиеся.

Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал. Королевский остров).

За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга - Менажерией. Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные дороги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности Большого канала.

В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций.

Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность восприятия композиций с учетом рельефа. Хотя весь парк возведен на искусственно выровненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер возвышаются над остальными частями парка. Таким образом, кроме главной панорамы есть еще несколько других точек, откуда раскрываются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспективу. открытость, не замкнутость ясно выражены в основном композиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу планировки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним заманчивые дали. Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества <короля-солнца>.

Если попытаться сформулировать основные положения творчества Ленотра, получится следующая картина: в основе решения лежит подчинение деталей целому; применяются длинные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальянского Возрождения); строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами; декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко); широко применяются растения в кадках. Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися растениями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.

А. Ленотр представлял себе сад как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. Отдельные детали - это как бы галереи, театры, башни, ворота, купола, колоннады, триумфальные арки; в зеленых залах <лежали> газонные ковры с цветочным рисунком; цветники напоминали мозаичные полы; их украшали вазы и фонтаны.

Характерная черта регулярного стиля - безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.

Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы - круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно.

Классические парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии - королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере - ансамбль Герренгаузен; в Австрии - Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф).

Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.

Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$3.78
End Date: Friday Dec-28-2018 0:42:14 PST
Buy It Now for only: $3.78
|
Artificial Fake Babys Breath Gypsophila Silk Flowers Bouquet Home Wedding Supply


$3.78
End Date: Friday Dec-28-2018 0:42:14 PST
Buy It Now for only: $3.78
|
Artificial Fake Babys Breath Gypsophila Silk Flowers Bouquet Home Wedding Supply


$11.99
End Date: Friday Jan-4-2019 9:12:05 PST
Buy It Now for only: $11.99
|
Artificial Hanging Plant 84 Feet Silk Ivy Vine Garland Fake Home Garden Decor


$7.99
End Date: Monday Dec-17-2018 14:14:32 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
10 stems Artificial Floral Silk Fake Flower Bouquet Home Decor Wedding Decor 8


$7.99
End Date: Monday Dec-17-2018 14:14:32 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
10 stems Artificial Floral Silk Fake Flower Bouquet Home Decor Wedding Decor 8


$7.99
End Date: Monday Dec-17-2018 14:14:32 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
10 stems Artificial Floral Silk Fake Flower Bouquet Home Decor Wedding Decor 8


$7.99
End Date: Monday Dec-17-2018 14:14:32 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
10 stems Artificial Floral Silk Fake Flower Bouquet Home Decor Wedding Decor 8


$7.99
End Date: Monday Dec-17-2018 14:14:32 PST
Buy It Now for only: $7.99
|
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
М. Гесдерфер Комнатное садоводство
Комнатное садоводство
Работа полностью ориентирована на садовода-практика. В ее основу положен многолетний опыт автора в разведении домашних растений, этот опыт абсолютно оригинален, в нем нет книжных заимствований. Сочинение снабжено большим количеством иллюстраций....

Цена:
579 руб

Елена Константинова Цветники и садовые композиции. Идеи, принципы, примеры
Цветники и садовые композиции. Идеи, принципы, примеры
Елена Константинова по праву считается одним из самых успешных ландшафтных дизайнеров России. В этой книге она делится с читателем своим многолетним опытом создания надежных и красивых садов в условиях средней полосы России. Подробно рассмотрены основные аспекты устройства цветников и садовых композиций. Значительное внимание уделено вопросам классификации цветников, анализу вариантов применения растений в дизайне сада, особенностям выбора колористической схемы цветника.
Книга богато иллюстрирована уникальными фотографиями изысканных садов, созданных автором преимущественно в России, а также прекрасными рисунками цветников и садовых композиций. Это замечательное издание наверняка станет настольной книгой начинающего ландшафтного дизайнера, а опытный специалист с ее помощью откроет для себя новые творческие горизонты....

Цена:
1459 руб

Т. В. Герасько Новейшие технологии природного земледелия. Практическое руководство для фермеров и дачников
Новейшие технологии природного земледелия. Практическое руководство для фермеров и дачников
Автор книги - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры химии и биотехнологий Таврического государственного агротехнологического университета.
В руководстве изложена практическая концепция природного земледелия, описаны средства восстановления плодородия почвы и способы их использования, перечислены приемы выращивания и сравнительная характеристика сидератов, средства контроля вредных организмов, методы сохранения и разведения полезных насекомых и животных в агробиоценозах. Подробно разобраны практические приемы всемирных гуру природного земледелия: Масанобу Фукуоки, Кимуры Акинори, Зеппа Хольцера, а также рассмотрен опыт природного земледелия в России и Украине....

Цена:
121 руб

Л. Ю. Трейвас, О. А. Каштанова Болезни и вредители плодовых растений. Атлас-определитель
Болезни и вредители плодовых растений. Атлас-определитель
Этот уникальный, великолепно иллюстрированный атлас-определитель поможет вам по фотографиям и описаниям симптомов поставить правильный диагноз заболеваний и повреждений основных плодовых растений. Для каждой культуры в полном объеме описаны признаки болезней, указаны их возбудители, а также вредители и наносимый ими ущерб, рекомендованы меры профилактики и борьбы, разрешенные средства защиты и оптимальные сроки их применения.

Авторы - опытнейшие специалисты, научные сотрудники отдела защиты растений Главного ботанического сада РАН Любовь Юрьевна Трейвас и Ольга Александровна Каштанова. Книга представляет интерес как для фитопатологов, специалистов по защите растений, так и для садоводов-любителей. Руководствуясь рекомендациями авторов, вы сможете поддерживать плодовый сад в здоровом состоянии....

Цена:
839 руб

Брошар Д. Все о деревьях и кустарниках. Как посадить, вырастить и сделать свой сад идеальным
Все о деревьях и кустарниках. Как посадить, вырастить и сделать свой сад идеальным
Благодаря книге, которую вы держите в руках, можно добиться нескольких целей: она поможет сориентироваться в правильном выборе декоративных деревьев и кустарников для вашего сада, научит правильно сажать и обрезать растения, чтобы ваши посадки всегда аккуратно выглядели, расскажет, как правильно ухаживать за ними. Воспользовавшись этими советами, вы добьетесь прекрасного результата. Растения в вашем саду будут гармонично сочетаться, иметь эффектный и здоровый вид, а вы сами сможете сколь угодно долго наслаждаться их неповторимой красотой.
...

Цена:
556 руб

Альпинарий
Альпинарий
В книге рассказывается об устройстве альпинария - каменистого сада, столь модного в последнее время.
Читатели узнают о выборе места для альпинария и материалах, необходимых для его создания, о строительстве сада, альпийских растениях и способах ухода за ними, особенностях композиции....

Цена:
809 руб

Год на садовом участке
Год на садовом участке
Данная книга "Год на садовом участке" предназначена для тех, кто уже имеет свой участок, работает на нем несколько лет и стал неплохим садоводом. Однако в связи с тем, что на участке возделывается много видов растений, легко позабыть о какой-либо операции, что-то пропустить. Пропуск или неправильное проведение соответствующих работ может стать причиной неудач.
Задача данной книги предупредить их.
"Год на садовом участке" имеет характер календаря-справочника, ежемесячно информирующего о том, какие работы следует выполнить. Авторы дают описание необходимых работ, указывают сроки выполнения.
Чтобы облегчить работу с книгой, советы на каждый месяц даются по трем самостоятельным разделам: садоводство, овощеводство и цветоводство....

Цена:
226 руб

Энциклопедия комнатного цветоводства Praxisbuch fur Zimmerpflanzen
Энциклопедия комнатного цветоводства
В книге даются описания наиболее распространенных комнатных растений и советы по уходу за ними. Вы узнаете, какие факторы влияют на рост и здоровье растений и как вылечить их в случае болезни....

Цена:
126 руб

Лесные растения в вашем саду
Лесные растения в вашем саду
Те, кто интересуется витаминами и биологически активными веществами в плодах и ягодах, так необходимых для сохранения здоровья, поддержания высокой работоспособности, увеличения продолжительности жизни и лечения некоторых болезней, найдут много полезного в этой книге. В ней описаны биологические особенности и экологические требования используемых видов, посадка, возделывание, размножение, особенности сбора плодов, пищевая и лекарственная ценность плодово-ягодных древесных и кустарниковых лесных растений, распространяемых в садоводстве.
Первое издание вышло в 1987 году. Настоящее издание переработано и дополнено описанием винограда, голубики, клюквы, лещины, ореха.

Для садоводов-любителей....

Цена:
649 руб

Н. И. Курдюмов Как омолодить постаревшее дерево
Как омолодить постаревшее дерево
"Омолаживание буквально означает: выращивание нового вместо старого, отжившего: новых веток, плодовых веточек, плодушек. Даже новых крон.
Старея, ветки деревьев перегружаются плодушками. А чем больше плодушек, тем меньше питания и еще больше плодушек... Урожай превращается в кучу невкусной мелочи, рост прекращается, морозостойкость падает. Это естественно: цветки и плоды - потребители энергии. А поставщики энергии - листья побегов прироста. К счастью, теряя какую-то часть, дерево всегда замещает ее новыми, молодыми побегами. Суть омоложения проста: отрезал самое старое - передал силы молодому".

Н.И.Курдюмов

...

Цена:
62 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования