Флористика, фитодизайн интерьера
Садово-парковое искусство Китая и Японии

Садово-парковое искусство Китая и Японии

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

Китай

Садово-парковое искусство в Китае зародилось еще в глубокой древности. Так, император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, известен также как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Ву-ди (140-87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники. Сады того времени были связаны с даосизмом, согласно которому природа рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые <парки красивых мест> - бодарчу).

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению на устрашающие (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой горных рек и т. д.), смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, пагода). <Музицируйте! Мелодии гор и ручьев в живой природе прекраснее игры любых музыкальных инструментов>, - писал поэт III века Цзо Су.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в Х-XII вв. и вновь - в XIII-XIV вв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) - малые, устраиваемые при жилых домах. Однако для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой (почти обязательной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимает значительную часть территории (30-70 %). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка. Водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраиваются многочисленные парковые сооружения - беседки, веранды, платформы, галереи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах - <проникающих окон>, в обрамлении опор галерей, путем нейтрального решения или изоляции одной из сторон маршрута. Сооружения имеют яркую раскраску, оттеняющую зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений (например, павильон, <где слышен снег>, или <беседка, омываемая ароматом леса>, и т. д.).

Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих - камелии, азалии, рододендроны; цветов, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега - ирисами.

Скульптурное оформление используется редко. В основном это изображения птиц или животных - аиста, дракона, черепахи. Чаще встречаются естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как <естественные> скульптуры. По ценности они приравниваются к произведениям искусства.

В качестве примера можно привести парк Летнего дворца около Пекина - Ихэюань (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов площадью около 400 га. Начало его создания относится к XIV в. Парк неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 31 занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон решен в виде лесного массива. У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка искусно замаскирована невысокими холмами.

Китайские мастера выделяют 8 основных принципов садово-паркового искусства:

  • действовать в зависимости от местных условий;
  • максимально использовать окружающую природу;
  • отделять главное от второстепенного;
  • использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;
  • в малом добиваться большого;
  • учитывать гармонию пропорций;
  • использовать постепенное раскрытие видов;
  • учитывать время восприятия пейзажей.

Мировоззрение же китайского сада, по свидетельству самих китайцев, лучше всего воплощено в садах ученых, или садах литературы. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня. Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Они также способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.

Япония

Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада - созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора - террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды.

  1. VI-VIII вв.- период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой - горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна - долголетие, бамбук - стойкость и др.).
    Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

  2. IX-XII вв.- Хейанский период. Столица - Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канонами.

  3. XIII - начало XIV в.- период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

  4. XIV-XVI вв.- период Муромати. Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появляется новый вид сада - сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

Отправной точкой формирования садов последних двух периодов является положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, так называемым принципом неопределенности, было создание гармонического равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Его можно сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.

Длительный период развития садов в одном направлении и их канонизация обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера XVIII в. выделяли следующие типы садов. По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По сложности композиционного построения: полная форма - <син>, полусокращенная - <со>, сокращенная - <гё>. Наиболее развернутая форма <син> обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма <гё> более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

По основному компоненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его <скелет> и <кровь>.

Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют группы: основную - определяет всю композицию - высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду; вспомогательную - подчиняется главной и подчеркивает ее основную идею: <гостевую группу> - композиционно не подчиняется главной, но уравновешивает ее; связующую группу, которая композиционно объединяет сад с домом и др.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая - слева, а средняя - справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространство сада.

Вода - основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.

Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится <острову черепахи> и <острову журавля>, символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также <райскому острову>, который не соединяется с берегом.

В <сухих> садах вода символически изображается галькой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозеленые Хвойные и лиственные. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна - цветением плодовых, осень - окраской листьев (особенно клена), зима-рисунком обнаженных ветвей. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи, - сосна японская плотноцветная. Из цветущих - слива (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. хризантема, слива, орхидея и бамбук, по японским представлениям, образуют <четверку благородных> растительного мира. Компоновка растений канонизирована и ведется по их символике и декоративным признакам.

Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнены из естественного материала - дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени - лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патина на металле.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с живописью. Он рассчитан на статическое зрительное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут компоненты сада,- по форме и расположению камней, островов и т. д.

Отсюда и метафоричность сада, и недоговоренности в передаче образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских) садах.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в конце XV - начале XVI в. Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23Х9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность <расчесана> специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Чисто визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой природы. Художественная задача сада - показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традиционного жилого дома и миниатюрного сада, как его неотъемлемой части. Часто они устроены на площади всего в несколько квадратных метров. Здесь присутствуют все традиционные элементы: миниатюрный бассейн, <дикие> камни, небольшие деревья, дорожки Цветы и т.д. При этом сами японцы отличают садик <Ке>, предназначенный для внутренних нужд, от садиков <Харе> (для формальных традиционных церемоний) и от садиков <Суки> (они играют чисто эстетическую роль). Из прихотливого сочетания этих разновидностей маленьких садиков (вернее из их нанизывания одного на другой) и возникли в XVI веке специальные садики для традиционных официально-интимных японских чайных церемоний.

Обряды чаепития, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях населения. Церемония служила своеобразным отдыхом и в итоге превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие размеры, его неотъемлемые части ? дорожка, ведущая к Чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом.

В XVII-XVIII вв. (период позднего средневековья) создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными являются парковые ансамбли Кацура (1625-1659) и Шигакуин (1656-1695 гг. и позже). При всех различиях эти ансамбли характеризуются уже значительной площадью (Кацура - 6,6 га, Шигакуин - 20 га), сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Благодаря этому сады получили название чередующихся.

Ансамбль Кацура создавался по общему замыслу его владельца - принца Тосихито. Его центром является обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой линией и островами. Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада. В традиционный тип сада - сад <озера и острова> - органически вошли приемы других типов садов. Но самое главное - это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскрывается целое.

Шигакуин - бывшая резиденция императора Гомицуно. В отличие от остальных садов он расположен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревьев. Все искусственные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основном к следующим положениям:

  • типологичность;
  • традиционность;
  • символизм;
  • образная трактовка природы;
  • связь с живописью;
  • канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

Японский сад как образ живой природы представляет большой интерес для современной урбанизированной среды. В 1959 г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200 кв. м) Сад мира. Его автор - скульптор И. Ногуки. Принципы национального сада широко используются современными японскими специалистами как в больших архитектурных комплексах, так и у отдельных зданий. Некоторые приемы получают распространение и в Европе.


просмотров: 1713
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Natural bamboo Stakes Over 5 Feet Tall - Pack of 20

$5.99
End Date: Monday Sep-10-2018 0:35:31 PDT
Buy It Now for only: $5.99
|
1Bouquet Artificial Fake Peony Silk Flower Bridal Hydrangea Wedding Party Decor

$10.99
End Date: Wednesday Aug-29-2018 14:09:30 PDT
Buy It Now for only: $10.99
|
Natural bamboo Stakes Over 5 Feet Tall - Pack of 20

$135.00
End Date: Thursday Sep-13-2018 23:57:53 PDT
Buy It Now for only: $135.00
|
Japanese Fruticosa Artificial Trees & Plants | 6ft Artifical Tree | Topiary Tree

$2.99
End Date: Friday Aug-31-2018 19:36:00 PDT
Buy It Now for only: $2.99
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Элен Лурье Правила Луны на каждый день
Правила Луны на каждый день
Энергия лунных дней влияет на состав формулы крови человека и на все органы. Именно на них направлена энергия конкретного лунного дня. Она может как восстановить работу органа, так и разрушить его, если используется неверно или не по назначению. Тогда возникают болезни, причины которых скрыты в неправильной циркуляции энергии или ее блокировании в больном органе.
В книге Элен Лурье дает рекомендации по оздоровлению в зависимости от лунного цикла и практичные советы по многим вопросам:
- энергия каждого лунного дня, благоприятные и неблагоприятные действия в этот день;
- оздоровление в зависимости от лунного цикла, когда лучше планировать операции или лечение органов, как ухаживать за волосами, кожей, когда удалять бородавки и лечить зубы, как очистить организм и правильно применять диеты;
- когда и какие овощные культуры высаживать в зависимости от лунного цикла;
- дни, в которые стоит подрезать и удобрять растения, когда лучше консервировать продукты;
- загадочные свойства камней и минералов и их влияние на человека.
Осознанное соблюдение лунных правил дает возможность каждому из нас прожить полноценную здоровую и счастливую жизнь.

...

Цена:
165 руб

Николай Курдюмов Правильные грядки. Красиво, технологично, современно
Правильные грядки. Красиво, технологично, современно
Новая серия книг Николая Курдюмова, самого известного в нашей стране популяризатора природного земледелия и эффективного садоводства, - долгожданный подарок для миллионов поклонников садового мастера, как он сам себя называет. Здесь вы найдете как материалы из уже полюбившихся изданий, так и новые, об открытиях и приемах, позволяющих собирать экологически чистый урожай, причем без особых усилий.
В этой книге автор подробно расскажет о том, какие грядки способствуют повышению урожая и в то же время неприхотливы в уходе. Вы найдете здесь авторские конструкции, в том числе необычные, но уже опробованные и одобренные многими приверженцами природного земледелия....

Цена:
88 руб

Николай Курдюмов Плоскорез Фокина и другие дачные инструменты и техника, облегчающие жизнь
Плоскорез Фокина и другие дачные инструменты и техника, облегчающие жизнь
Новая серия книг Николая Курдюмова, самого известного в нашей стране популяризатора природного земледелия и эффективного садоводства - долгожданный подарок для миллионов поклонников садового мастера, как он сам себя называет. Здесь вы найдете как материалы из уже полюбившихся изданий, так и новые, об открытиях и приемах, позволяющих собирать экологически чистый урожай, причем без особых усилий.
Инструменты и различные приспособления существенно облегчают уход за садом и огородом. И неважно - промышленные это образцы или сделаны "на коленке" самим дачником. Кстати, иные кустарные приспособления даже эффективнее дорогих фирменных из магазина. Мини-энциклопедию тех и других вы найдете в этой книге.
...

Цена:
95 руб

Н. М. Жирмунская Огород без химии
Огород без химии
В книге даны практические советы по созданию на садовом участке плодородной почвы без применения искусственных удобрений и пестицидов. Особое внимание уделено биологическим методам защиты сада и огорода от вредителей и болезней. Выполнение приведенных рекомендаций позволяет получить хорошие урожаи овощей и фруктов, отличающихся высокой питательной ценностью и прекрасным вкусом.
Для садоводов и огородников, дачников и фермеров....

Цена:
222 руб

 Ботаника. Энциклопедия "Все растения мира" Botanica
Ботаника. Энциклопедия "Все растения мира"
Энциклопедия "Все растения мира" - уникальное справочное издание для всех читателей, которые как любители или профессионалы разводят комнатные и садовые растения, используют их для оформления различных интерьеров в квартирах, офисах и загородных домах, занимаются ландшафтным дизайном или аранжировкой цветов, коллекционируют экзотические растения или интересуются новыми сортами и садовыми формами растений.

В энциклопедии описано более 10 000 растений, представителей всех основных растительных групп.

В каждой статье в краткой форме приведены в основном следующие сведения: название растения на латинском и русском языках и их синонимы, ареал распространения вида, жизненная форма (дерево, кустарник и т. д.), краткое морфологическое описание, декоративные свойства, способ размножения, особенности выращивания, сорта и разновидности. Подробности описания вида зависят от его популярности и значимости в практическом цветоводстве.

Книга прекрасно проиллюстрирована цветными фотографиями, наглядно демонстрирующими, насколько богат и разнообразен растительный мир.
В конце энциклопедии приведены указатель латинских названий растений по группам и указатель русских названий, где в алфавитном порядке с указанием страниц перечислены все растения, описанные в книге.

Формат 24х30 см....

Цена:
3300 руб

Герман Фриц Блок Строим из живых деревьев Wir pflanzen eine Laube: Bauen mit lebenden Geholzen
Строим из живых деревьев
В книге показано, как вырастить на дачном участке беседку, сарай или скамейку. Подробно рассмотрены все этапы такого "строительства" из живых деревьев, начиняя с планирования территории и приобретения саженцев и заканчивая формированием стен, крыши, оконных и дверных проемов из переплетенных (сросшихся) стволов и ветвей. Приведены советы по технике "выращивания" стульев, скамеек и столов из живых деревьев. Даны полезные рекомендации по уходу в саду за обычными садовыми растениями и кустарниками.

Для широкого круга читателей....

Цена:
121 руб

Н. И. Курдюмов Плодородная почва умного огорода
Плодородная почва умного огорода
"Говоря о плодородии огородной почвы, фермеры имеют в виду навоз, а начитанные дачники - компост. И то, и другое - прекрасная органика для многих овощей. Например, все пасленовые от картошки до баклажана, все салаты и кабачки "обожают" компост, а огурцы и капуста запросто "кушают" и наполовину сопревший навоз. Но мы, природники, не называем плодородием постоянное закапывание концентрированных удобрений. Плодородие - то, что удобрений не требует. Это самодостаточность живой экосистемы, как наземной, так и почвенной. И это - постоянный процесс. Когда с апреля до ноября на грядке вырастает не одна реденькая культура, а максимум растительной массы, и когда все ее корешки остаются на месте, а вершки на поверхности - вот тогда весь летний сезон в почве происходит плодородие. Здесь мы это самое плодородие и рассмотрим. Прочие аспекты природного огорода - в других брошюрах серии. Там собраны наработки и результаты центров природного земледелия "Сияние", а также Клубов органического земледелия и разных умных огородников СНГ".

Н.И.Курдюмов

...

Цена:
61 руб

Д. Н. Никиточкин, О. А. Сырицо Клубника и садовая земляника
Клубника и садовая земляника
Из всех ягодных культур клубника (ученые называют ее садовой земляникой) - самая скороплодная. Так как же быстро получить большой урожай этой душистой, сладкой, крупной ягоды?
Авторы книги - специалисты из Тимирязевской академии - описывают все тонкости ухода за клубникой. Они отвечают на вопросы о том, надо ли обрезать осенью листья, как лучше ее выращивать - на грядах или ровной поверхности, нужно ли укрывать посадки на зиму? Они помогают читателям сориентироваться в огромном море сортов и обдуманно подходить к проблеме их выбора.
Авторы рассказывают как при точном соблюдении оптимальной агротехники полностью отказаться от средств химической защиты растений или сократить число обработок до одной за сезон.

Книга ответит на ваши вопросы и будет полезной при выращивании клубники и для начинающих, и для опытных садоводов....

Цена:
225 руб

А. А. Юшев, О. В. Еремина Вишня, черешня
Вишня, черешня
Плоды вишни и черешни - наиболее популярны в России благодаря высоким вкусовым качествам и лечебным свойствам. Свежая вишня содержит большое количество железа, биологически активных веществ и витаминов, обладает тонизирующим, капилляроукрепляющим и антигипертоническим действием, улучшает состав крови, препятствует образованию тромбов.
Сок плодов пьют при простуде и артритах, а отвар листьев - при кровотечениях и желтухе, а также используют в качестве дубильного вещества при консервировании. Черешня содержит легкоусвояемые сахара, калий, натрий, кальций и магний. Эта ягода, обладающая прекрасным вкусом, широко используется в кулинарии.
В книге изложены сведения по посадке и выращиванию различных сортов этих культур, в том числе декоративных....

Цена:
285 руб

Брошар Д. Все о деревьях и кустарниках. Как посадить, вырастить и сделать свой сад идеальным
Все о деревьях и кустарниках. Как посадить, вырастить и сделать свой сад идеальным
Благодаря книге, которую вы держите в руках, можно добиться нескольких целей: она поможет сориентироваться в правильном выборе декоративных деревьев и кустарников для вашего сада, научит правильно сажать и обрезать растения, чтобы ваши посадки всегда аккуратно выглядели, расскажет, как правильно ухаживать за ними. Воспользовавшись этими советами, вы добьетесь прекрасного результата. Растения в вашем саду будут гармонично сочетаться, иметь эффектный и здоровый вид, а вы сами сможете сколь угодно долго наслаждаться их неповторимой красотой.
...

Цена:
519 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования