Флористика, фитодизайн интерьера
Садово-парковое искусство Китая и Японии

Садово-парковое искусство Китая и Японии

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

Китай

Садово-парковое искусство в Китае зародилось еще в глубокой древности. Так, император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, известен также как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Ву-ди (140-87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники. Сады того времени были связаны с даосизмом, согласно которому природа рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые <парки красивых мест> - бодарчу).

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению на устрашающие (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой горных рек и т. д.), смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, пагода). <Музицируйте! Мелодии гор и ручьев в живой природе прекраснее игры любых музыкальных инструментов>, - писал поэт III века Цзо Су.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в Х-XII вв. и вновь - в XIII-XIV вв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) - малые, устраиваемые при жилых домах. Однако для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой (почти обязательной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимает значительную часть территории (30-70 %). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка. Водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраиваются многочисленные парковые сооружения - беседки, веранды, платформы, галереи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах - <проникающих окон>, в обрамлении опор галерей, путем нейтрального решения или изоляции одной из сторон маршрута. Сооружения имеют яркую раскраску, оттеняющую зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений (например, павильон, <где слышен снег>, или <беседка, омываемая ароматом леса>, и т. д.).

Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих - камелии, азалии, рододендроны; цветов, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега - ирисами.

Скульптурное оформление используется редко. В основном это изображения птиц или животных - аиста, дракона, черепахи. Чаще встречаются естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как <естественные> скульптуры. По ценности они приравниваются к произведениям искусства.

В качестве примера можно привести парк Летнего дворца около Пекина - Ихэюань (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов площадью около 400 га. Начало его создания относится к XIV в. Парк неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 31 занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон решен в виде лесного массива. У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка искусно замаскирована невысокими холмами.

Китайские мастера выделяют 8 основных принципов садово-паркового искусства:

  • действовать в зависимости от местных условий;
  • максимально использовать окружающую природу;
  • отделять главное от второстепенного;
  • использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;
  • в малом добиваться большого;
  • учитывать гармонию пропорций;
  • использовать постепенное раскрытие видов;
  • учитывать время восприятия пейзажей.

Мировоззрение же китайского сада, по свидетельству самих китайцев, лучше всего воплощено в садах ученых, или садах литературы. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня. Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Они также способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.

Япония

Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада - созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора - террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды.

  1. VI-VIII вв.- период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой - горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна - долголетие, бамбук - стойкость и др.).
    Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

  2. IX-XII вв.- Хейанский период. Столица - Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канонами.

  3. XIII - начало XIV в.- период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

  4. XIV-XVI вв.- период Муромати. Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появляется новый вид сада - сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

Отправной точкой формирования садов последних двух периодов является положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, так называемым принципом неопределенности, было создание гармонического равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Его можно сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.

Длительный период развития садов в одном направлении и их канонизация обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера XVIII в. выделяли следующие типы садов. По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По сложности композиционного построения: полная форма - <син>, полусокращенная - <со>, сокращенная - <гё>. Наиболее развернутая форма <син> обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма <гё> более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

По основному компоненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его <скелет> и <кровь>.

Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют группы: основную - определяет всю композицию - высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду; вспомогательную - подчиняется главной и подчеркивает ее основную идею: <гостевую группу> - композиционно не подчиняется главной, но уравновешивает ее; связующую группу, которая композиционно объединяет сад с домом и др.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая - слева, а средняя - справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространство сада.

Вода - основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.

Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится <острову черепахи> и <острову журавля>, символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также <райскому острову>, который не соединяется с берегом.

В <сухих> садах вода символически изображается галькой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозеленые Хвойные и лиственные. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна - цветением плодовых, осень - окраской листьев (особенно клена), зима-рисунком обнаженных ветвей. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи, - сосна японская плотноцветная. Из цветущих - слива (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. хризантема, слива, орхидея и бамбук, по японским представлениям, образуют <четверку благородных> растительного мира. Компоновка растений канонизирована и ведется по их символике и декоративным признакам.

Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнены из естественного материала - дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени - лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патина на металле.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с живописью. Он рассчитан на статическое зрительное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут компоненты сада,- по форме и расположению камней, островов и т. д.

Отсюда и метафоричность сада, и недоговоренности в передаче образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских) садах.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в конце XV - начале XVI в. Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23Х9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность <расчесана> специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Чисто визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой природы. Художественная задача сада - показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традиционного жилого дома и миниатюрного сада, как его неотъемлемой части. Часто они устроены на площади всего в несколько квадратных метров. Здесь присутствуют все традиционные элементы: миниатюрный бассейн, <дикие> камни, небольшие деревья, дорожки Цветы и т.д. При этом сами японцы отличают садик <Ке>, предназначенный для внутренних нужд, от садиков <Харе> (для формальных традиционных церемоний) и от садиков <Суки> (они играют чисто эстетическую роль). Из прихотливого сочетания этих разновидностей маленьких садиков (вернее из их нанизывания одного на другой) и возникли в XVI веке специальные садики для традиционных официально-интимных японских чайных церемоний.

Обряды чаепития, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях населения. Церемония служила своеобразным отдыхом и в итоге превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие размеры, его неотъемлемые части ? дорожка, ведущая к Чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом.

В XVII-XVIII вв. (период позднего средневековья) создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными являются парковые ансамбли Кацура (1625-1659) и Шигакуин (1656-1695 гг. и позже). При всех различиях эти ансамбли характеризуются уже значительной площадью (Кацура - 6,6 га, Шигакуин - 20 га), сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Благодаря этому сады получили название чередующихся.

Ансамбль Кацура создавался по общему замыслу его владельца - принца Тосихито. Его центром является обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой линией и островами. Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада. В традиционный тип сада - сад <озера и острова> - органически вошли приемы других типов садов. Но самое главное - это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскрывается целое.

Шигакуин - бывшая резиденция императора Гомицуно. В отличие от остальных садов он расположен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревьев. Все искусственные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основном к следующим положениям:

  • типологичность;
  • традиционность;
  • символизм;
  • образная трактовка природы;
  • связь с живописью;
  • канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

Японский сад как образ живой природы представляет большой интерес для современной урбанизированной среды. В 1959 г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200 кв. м) Сад мира. Его автор - скульптор И. Ногуки. Принципы национального сада широко используются современными японскими специалистами как в больших архитектурных комплексах, так и у отдельных зданий. Некоторые приемы получают распространение и в Европе.


просмотров: 1204
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Home Wedding Artificial Silk Fake Sunflower Head Hair Flower Party Floral Decor

$5.49
End Date: Monday Jul-10-2017 18:33:04 PDT
Buy It Now for only: $5.49
|
Artificial Silk Fake Rose Flowers Wedding Bouquet Bridal Party Home Table Decor

$5.22
End Date: Monday Jul-10-2017 18:33:04 PDT
Buy It Now for only: $5.22
|
Artificial Silk Fake Rose Flowers Wedding Bouquet Bridal Party Home Table Decor

$14.38
End Date: Monday Jul-3-2017 17:20:03 PDT
Buy It Now for only: $14.38
|
1 Bouquet Fake Artificial Peony Silk Flower Wedding Home Decor Bridal Hydrangea

$7.99
End Date: Thursday Jul-20-2017 10:27:31 PDT
Buy It Now for only: $7.99
|
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Галина Кизима 365 разумных советов садоводам и огородникам
365 разумных советов садоводам и огородникам
У огородников и садоводов-любителей каждый день возникает множество вопросов: как и где правильно сажать растения, какие сорта выбирать, почему болеют зеленые питомцы? Галина Александровна Кизима - садовод с многолетним стажем - дает только разумные советы по выращиванию овощей, деревьев, кустарников и цветов. Книга построена на основе тех вопросов, которые волнуют садоводов и которые чаще всего задают автору читатели и радиослушатели....

Цена:
84 руб

Т. В. Герасько Новейшие технологии природного земледелия. Практическое руководство для фермеров и дачников
Новейшие технологии природного земледелия. Практическое руководство для фермеров и дачников
Автор книги - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры химии и биотехнологий Таврического государственного агротехнологического университета.
В руководстве изложена практическая концепция природного земледелия, описаны средства восстановления плодородия почвы и способы их использования, перечислены приемы выращивания и сравнительная характеристика сидератов, средства контроля вредных организмов, методы сохранения и разведения полезных насекомых и животных в агробиоценозах. Подробно разобраны практические приемы всемирных гуру природного земледелия: Масанобу Фукуоки, Кимуры Акинори, Зеппа Хольцера, а также рассмотрен опыт природного земледелия в России и Украине....

Цена:
125 руб

Ольга Воронова Сам себе ландшафтный дизайнер
Сам себе ландшафтный дизайнер
Если вы хотите создать свой прекрасный Сад, не затратив при этом много сил, средств и времени, - прочтите эту книгу! В каждом деле есть свои "секретные материалы", есть они и в ландшафтном дизайне. Вы узнаете их, а опытный профессионал поможет вам в этом. Эта книга содержит "формулу дизайна", следуя которой вы сможете самостоятельно осуществить все свои мечты самым кратчайшим путем. Читайте ее как энциклопедию, где найдутся ответы на все вопросы: от проектирования и планирования участка - до цветников, овощных грядок и садовых фигурок. Читайте, чтобы не платить. Не платить лишнего и не платить множеству специалистов, потому что отныне вы - сам себе дизайнер! Здесь есть все: дорожки, изгороди, альпийские горки, водоемы, обустройство уголков отдыха, вертикальное озеленение и цветы, сад и огород, устройство газона, детская площадка, барбекю, баня, а также не забыты и постройки "хозяйственного назначения". Везде вас ждут подробные пошаговые инструкции и полезные советы, а также - "школа ленивого садовода". Вы познакомитесь абсолютно со всеми стилями ландшафтного дизайна и узнаете массу дизайнерских "секретов" и приемов, благодаря которым можно сделать любой сад таким, как на обложке глянцевого журнала. Но это еще не все - вы узнаете, что такое дизайн для здоровья и успеха и как его применять с пользой для себя и своих близких....

Цена:
549 руб

Адамчик М.В. Справочник-определитель. Садово-парковые растения России
Справочник-определитель. Садово-парковые растения России
В справочнике впервые описан изумительный диапазон садово-парковых растений России. Представлена информация о более чем 800 видах растений. В книге 1000 цветных иллюстраций. Издание предназначено любителям и профессионалам....

Цена:
171 руб

Н. И. Курдюмов Как снизить и осветлить сад
Как снизить и осветлить сад
"Ваш сад грозит перерасти дом? Значит, деревья привиты на сеянцах. Выход один: сделать кроны безлидерными - без центрального ствола. Чашеобразные, бокаловидные. Это удобно и урожайно. Но есть проблема: это далеко не самая естественная форма для дерева. Дереву нужно что? Вверх, как можно выше! А нам - наоборот. Как тут быть? Об этом и книжка.
Вот главные вводные: все приемы жесткой обрезки и формировки с помощью пилы (снижение, прореживание, жесткое омолаживание), безопасные на Юге и в Черноземье, весьма рискованны в зонах суровых зим и короткого лета - любое сильное вмешательство затягивает вегетацию и снижает морозостойкость. Здесь уместно только грамотное ранневесеннее омолаживание веток. Поэтому: везде, где позволяет климат, сажайте деревья на карликовых подвоях. Их вообще можно не резать и не формировать. Пару первых лет укоротили верхушку - и все!"

Н.И.Курдюмов

...

Цена:
61 руб

Н. И. Курдюмов Как не навредить сильной обрезкой
Как не навредить сильной обрезкой
"В этой книжке я покажу распространенные приемы обрезки в нашем реальном исполнении вместе с результатом. Ты сделал - дерево ответило. Полезно в смысле прозрения: что же ты творишь, схватив пилу или секатор.
Всегда оговариваюсь: показанные приемы сильной обрезки - не для сурового Севера и Сибири. Там лучше как можно меньше нарушать естественную программу деревьев. Единственное, что нужно - лечение коры и омолаживающая разгрузка старых веток. Ну, и санитарная вырезка отмерзших частей после суровой зимы".

Н.И.Курдюмов

...

Цена:
63 руб

Алан Титчмарш Болезни растений Pests and Problems
Болезни растений
Весь свой опыт, приобретенный за 40 лет занятий садоводством, автор этой книги вложил в серию практических руководств. Несложные пошаговые инструкции, сопровождаемые иллюстрациями, помогут вам усвоить или усовершенствовать основные навыки возделывания сада и огорода.
В этой книге известного английского садовода собраны сведения о наиболее распространенных инфекционных (бактериальных, вирусных и грибковых) болезнях растений, а также физиологических заболеваниях и мерах борьбы с ними и профилактики....

Цена:
126 руб

Н. И. Курдюмов Мудрая природа для умного огорода
Мудрая природа для умного огорода
В середине 70-х австралийский фермер-природник Билл Моллисон установил, что сельское хозяйство обязано быть устойчивым, разумным и бесконечным, как сама природа. Природа возобновляет, обогащает и защищает сама себя - таким должен быть и огород, сад или поле. Так появилась пермакультура - перманентная, то есть "вечно длящаяся культура". Многие из нас так и не привыкли к этому слову. Мы говорим проще: природная агротехника....

Цена:
61 руб

Элен Лурье Правила Луны на каждый день
Правила Луны на каждый день
Энергия лунных дней влияет на состав формулы крови человека и на все органы. Именно на них направлена энергия конкретного лунного дня. Она может как восстановить работу органа, так и разрушить его, если используется неверно или не по назначению. Тогда возникают болезни, причины которых скрыты в неправильной циркуляции энергии или ее блокировании в больном органе.
В книге Элен Лурье дает рекомендации по оздоровлению в зависимости от лунного цикла и практичные советы по многим вопросам:
- энергия каждого лунного дня, благоприятные и неблагоприятные действия в этот день;
- оздоровление в зависимости от лунного цикла, когда лучше планировать операции или лечение органов, как ухаживать за волосами, кожей, когда удалять бородавки и лечить зубы, как очистить организм и правильно применять диеты;
- когда и какие овощные культуры высаживать в зависимости от лунного цикла;
- дни, в которые стоит подрезать и удобрять растения, когда лучше консервировать продукты;
- загадочные свойства камней и минералов и их влияние на человека.
Осознанное соблюдение лунных правил дает возможность каждому из нас прожить полноценную здоровую и счастливую жизнь.

...

Цена:
172 руб

И. В. Бабин 365 удачных дней садовода
365 удачных дней садовода
И.В. Бабин - ученый-агроном, выпускник Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I, автор книги "Защитите свой сад" и серии брошюр, ведущий телепередачи «Сезон забот», объединив свой богатый опыт и опыт ученых, специалистов по выращиванию плодово-ягодных декоративных деревьев и кустарников, овощных культур и цветов, создал справочник-календарь для садоводов-любителей. В нем отражены основные виды работ с использованием новейших технологий, инструментов, эффективных и безопасных удобрений, средств защиты от вредителей и болезней.

Для широкого круга садоводов-любителей....

Цена:
375 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования