Флористика, фитодизайн интерьера
Садово-парковое искусство Китая и Японии

Садово-парковое искусство Китая и Японии

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

Китай

Садово-парковое искусство в Китае зародилось еще в глубокой древности. Так, император Цин Шихуанди, при котором была построена Великая китайская стена, известен также как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Ву-ди (140-87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники. Сады того времени были связаны с даосизмом, согласно которому природа рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые <парки красивых мест> - бодарчу).

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению на устрашающие (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой горных рек и т. д.), смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, пагода). <Музицируйте! Мелодии гор и ручьев в живой природе прекраснее игры любых музыкальных инструментов>, - писал поэт III века Цзо Су.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в Х-XII вв. и вновь - в XIII-XIV вв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) - малые, устраиваемые при жилых домах. Однако для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой (почти обязательной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он занимает значительную часть территории (30-70 %). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка. Водоемы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраиваются многочисленные парковые сооружения - беседки, веранды, платформы, галереи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах - <проникающих окон>, в обрамлении опор галерей, путем нейтрального решения или изоляции одной из сторон маршрута. Сооружения имеют яркую раскраску, оттеняющую зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений (например, павильон, <где слышен снег>, или <беседка, омываемая ароматом леса>, и т. д.).

Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих - камелии, азалии, рододендроны; цветов, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега - ирисами.

Скульптурное оформление используется редко. В основном это изображения птиц или животных - аиста, дракона, черепахи. Чаще встречаются естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как <естественные> скульптуры. По ценности они приравниваются к произведениям искусства.

В качестве примера можно привести парк Летнего дворца около Пекина - Ихэюань (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов площадью около 400 га. Начало его создания относится к XIV в. Парк неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 31 занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон решен в виде лесного массива. У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка искусно замаскирована невысокими холмами.

Китайские мастера выделяют 8 основных принципов садово-паркового искусства:

  • действовать в зависимости от местных условий;
  • максимально использовать окружающую природу;
  • отделять главное от второстепенного;
  • использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;
  • в малом добиваться большого;
  • учитывать гармонию пропорций;
  • использовать постепенное раскрытие видов;
  • учитывать время восприятия пейзажей.

Мировоззрение же китайского сада, по свидетельству самих китайцев, лучше всего воплощено в садах ученых, или садах литературы. Здесь нет официальной парадности. Все создано для отдыха и глубоких размышлений: небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами, небольшие пагоды, композиции из естественного камня. Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Они также способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к созданию так называемого англо-китайского стиля.

Япония

Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада - созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора - террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды.

  1. VI-VIII вв.- период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой - горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна - долголетие, бамбук - стойкость и др.).
    Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

  2. IX-XII вв.- Хейанский период. Столица - Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канонами.

  3. XIII - начало XIV в.- период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

  4. XIV-XVI вв.- период Муромати. Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появляется новый вид сада - сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

Отправной точкой формирования садов последних двух периодов является положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, так называемым принципом неопределенности, было создание гармонического равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Его можно сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.

Длительный период развития садов в одном направлении и их канонизация обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера XVIII в. выделяли следующие типы садов. По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По сложности композиционного построения: полная форма - <син>, полусокращенная - <со>, сокращенная - <гё>. Наиболее развернутая форма <син> обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма <гё> более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

По основному компоненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его <скелет> и <кровь>.

Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют группы: основную - определяет всю композицию - высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду; вспомогательную - подчиняется главной и подчеркивает ее основную идею: <гостевую группу> - композиционно не подчиняется главной, но уравновешивает ее; связующую группу, которая композиционно объединяет сад с домом и др.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая - слева, а средняя - справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространство сада.

Вода - основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.

Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится <острову черепахи> и <острову журавля>, символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также <райскому острову>, который не соединяется с берегом.

В <сухих> садах вода символически изображается галькой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозеленые Хвойные и лиственные. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна - цветением плодовых, осень - окраской листьев (особенно клена), зима-рисунком обнаженных ветвей. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи, - сосна японская плотноцветная. Из цветущих - слива (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. хризантема, слива, орхидея и бамбук, по японским представлениям, образуют <четверку благородных> растительного мира. Компоновка растений канонизирована и ведется по их символике и декоративным признакам.

Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнены из естественного материала - дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени - лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патина на металле.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с живописью. Он рассчитан на статическое зрительное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут компоненты сада,- по форме и расположению камней, островов и т. д.

Отсюда и метафоричность сада, и недоговоренности в передаче образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских) садах.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в конце XV - начале XVI в. Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23Х9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность <расчесана> специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Чисто визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой природы. Художественная задача сада - показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традиционного жилого дома и миниатюрного сада, как его неотъемлемой части. Часто они устроены на площади всего в несколько квадратных метров. Здесь присутствуют все традиционные элементы: миниатюрный бассейн, <дикие> камни, небольшие деревья, дорожки Цветы и т.д. При этом сами японцы отличают садик <Ке>, предназначенный для внутренних нужд, от садиков <Харе> (для формальных традиционных церемоний) и от садиков <Суки> (они играют чисто эстетическую роль). Из прихотливого сочетания этих разновидностей маленьких садиков (вернее из их нанизывания одного на другой) и возникли в XVI веке специальные садики для традиционных официально-интимных японских чайных церемоний.

Обряды чаепития, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях населения. Церемония служила своеобразным отдыхом и в итоге превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие размеры, его неотъемлемые части ? дорожка, ведущая к Чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом.

В XVII-XVIII вв. (период позднего средневековья) создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными являются парковые ансамбли Кацура (1625-1659) и Шигакуин (1656-1695 гг. и позже). При всех различиях эти ансамбли характеризуются уже значительной площадью (Кацура - 6,6 га, Шигакуин - 20 га), сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Благодаря этому сады получили название чередующихся.

Ансамбль Кацура создавался по общему замыслу его владельца - принца Тосихито. Его центром является обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой линией и островами. Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада. В традиционный тип сада - сад <озера и острова> - органически вошли приемы других типов садов. Но самое главное - это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскрывается целое.

Шигакуин - бывшая резиденция императора Гомицуно. В отличие от остальных садов он расположен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревьев. Все искусственные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основном к следующим положениям:

  • типологичность;
  • традиционность;
  • символизм;
  • образная трактовка природы;
  • связь с живописью;
  • канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

Японский сад как образ живой природы представляет большой интерес для современной урбанизированной среды. В 1959 г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200 кв. м) Сад мира. Его автор - скульптор И. Ногуки. Принципы национального сада широко используются современными японскими специалистами как в больших архитектурных комплексах, так и у отдельных зданий. Некоторые приемы получают распространение и в Европе.


просмотров: 1449
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
24K Gold Plated Rose Flower Valentine's Day Birthday Romantic Gift With Box

$14.97
End Date: Tuesday Jan-9-2018 9:12:05 PST
Buy It Now for only: $14.97
|
Artificial Hanging Plant 84 Feet Silk Ivy Vine Garland Fake Home Garden Decor

$7.29
End Date: Sunday Dec-31-2017 19:07:59 PST
Buy It Now for only: $7.29
|
24K Gold Plated Rose Flower Valentine's Day Birthday Romantic Gift With Box

$7.29
End Date: Sunday Dec-31-2017 19:07:59 PST
Buy It Now for only: $7.29
|
24K Gold Plated Rose Flower Valentine's Day Birthday Romantic Gift With Box

$34.56
End Date: Monday Dec-18-2017 8:01:02 PST
Buy It Now for only: $34.56
|
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Сад, огород, цветы
 
Татьяна Борщ Самый полный календарь на 2018 год. Астрологический + лунный посевной
Самый полный календарь на 2018 год. Астрологический + лунный посевной
Полный астрологический календарь для каждого знака Зодиака подскажет вам благоприятные и неблагоприятные дни для изменений в профессиональной сфере, личной жизни и семейном быту, поможет поймать удачу за хвост и вовремя позаботиться о своем здоровье. В нем вы познакомитесь с прогнозом на весь следующий год и с точки зрения восточного гороскопа. В лунном же посевном календаре вы найдете всю самую важную информацию для того, чтобы вырастить богатый и вкусный урожай, затратив при этом минимум усилий. Время посадок, окучивания и удобрения, а также сбора урожая выделены в удобных таблицах и уточнены в комментариях, что существенно облегчит вашу работу с календарем.
Астрологический календарь и лунный посевной - самые важные календари для любого человека: ориентация на влияние звезд поможет и поймать удачу за хвост, и обильный урожай вырастить....

Цена:
125 руб

Тамара Зюрняева Самый подробный лунный посевной календарь на каждый день
Самый подробный лунный посевной календарь на каждый день
Тамара Зюрняева уже много лет занимается изучением влияния Луны на растения и человека. Ее советам доверяют дачники и садоводы всей России!
Эта книга прослужит вам не один год. И дело не только в том, что она содержит удобный лунный календарь до 2030 года. Здесь вы найдете подробную информацию о влиянии Луны на растения, узнаете, что лучше делать на растущую и убывающую луну, в полнолуние, новолуние, при прохождении Луной разных знаков Зодиака. Эти знания принесут вашему саду и огороду несомненную пользу: вы будете тратить меньше усилий на работу, меньше денег на удобрения и средства для борьбы с вредителями. А урожай получите отменный, с максимальным количеством витаминов и полезных веществ!
Помните, что данная книга заменит 17 посевных календарей....

Цена:
43 руб

Ольга Юрина Контейнерные растения. Том 15
Контейнерные растения. Том 15

Им посвящала свои лучшие строки группа "Ласковый май". Русский поэт Иван Мятлев предавался грустным воспоминаниям - "Как хороши, как свежи были розы!" По поводу их рифмы со словом "морозы" элегантно подтрунивал Пушкин. Сам Шекспир авторитетно заявлял: роза пахнет розой. Наш следующий том целиком посвящен розам. Конечно, с ними придется повозиться. Но зато как хороши, как свежи будут розы у тех, кто продолжает читать книги из серии "Моя чудесная дача"!

...

Цена:
67 руб

Л. И. Бумбеева Кустарниковые розы
Кустарниковые розы
Роза - поистине уникальное растение: ее можно высаживать в миксбордерах и на газонах, использовать в живых изгородях и бордюрах; розами обвивают арки и перголы. И, конечно, несомненное достоинство розы - аромат цветков, неповторимый у каждого сорта.
Данная книга посвящена кустарниковым розам. Вы узнаете, как правильно выбрать сорт и приобрести саженцы; познакомитесь с садовой классификацией роз и наиболее интересными сортами. Наконец, вы найдете рекомендации по уходу за розами, их размножению и борьбе с вредителями и болезнями....

Цена:
28 руб

Патрик Глема, Виржини Клека Сад вашей мечты. 100 удивительных идей и проектов Les amenagements du jardin
Сад вашей мечты. 100 удивительных идей и проектов
Если все лето вы проводите за городом, наслаждаясь свежим воздухом, ароматом цветов и работой в саду, эта книга для вас - настоящая находка! Все вы знаете, что красивый сад - это не только ухоженные растения, но и продуманная планировка и интересные идеи по оформлению. Красоту цветов и других насаждений можно и нужно подчеркивать - уютными беседками, красивыми аллеями или тропинками, освежающими водоемами, декоративными изгородями...
Советы и идеи, приведенные в этой замечательной книге, подскажут вам, как сделать ваш любимый сад единственным и неповторимым. Вы найдете более 100 интересных проектов: беседки, террасы, дорожки, водоемы, ограждения, подсобные помещения, подпорки для растений, скамейки - и узнаете, как воплотить их в жизнь, а красочные иллюстрации и подробные объяснения помогут вам в этом.
Проекты разделены на соответствующие разделы и уровни сложности....

Цена:
479 руб

П. Н. Штейнберг, Н. Н. Богданов-Катьков, Г. Н. Дорогин Северное огородничество. Практическое руководство к правильному устройству огорода и выращиванию овощных растений в грунте
Северное огородничество. Практическое руководство к правильному устройству огорода и выращиванию овощных растений в грунте
В основу руководства положен личный 40-летний опыт и наблюдения автора но выращиванию овощей в открытом грунте. Рассмотрены особенности организации огорода, его естественная и искусственная защита. Описан севооборот культур на огороде. Показаны особенности весенней и осенней обработки почвы. Рассмотрено удобрение почвы навозом, перегноем, птичьим пометом, дерном, торфом. Приведено устройство рассадников и приспособлений для теплолюбивых растений. Описаны особенности выращивания около 60 видов однолетних и многолетних культур. Рассмотрены уборка и зимнее хранение овощей, болезни огородных растений, а также основные вредители огородных растений и испытанные способы борьбы с ними. В 8-м издании приведены современные единицы измерения.

Для широкого круга читателей....

Цена:
202 руб

 Все о благоустройстве участка. Идеи и практические решения
Все о благоустройстве участка. Идеи и практические решения
Книга поможет заняться строительством на садовом участке. Она содержит пошаговые описания 23 проектов различной степени сложности - от очага для костра до деревянных конструкций вроде крыльца, перголы или пристройки для хранения садового инвентаря. Каждая заметка включает перечень необходимых инструментов, материалов для работы и серию картинок, иллюстрирующих все пункты строительства. Книга является прекрасным самоучителем, позволяющим самостоятельно облагородить загородный участок и получить удовольствие от ручного труда....

Цена:
303 руб

Н. И. Курдюмов Как не навредить сильной обрезкой
Как не навредить сильной обрезкой
"В этой книжке я покажу распространенные приемы обрезки в нашем реальном исполнении вместе с результатом. Ты сделал - дерево ответило. Полезно в смысле прозрения: что же ты творишь, схватив пилу или секатор.
Всегда оговариваюсь: показанные приемы сильной обрезки - не для сурового Севера и Сибири. Там лучше как можно меньше нарушать естественную программу деревьев. Единственное, что нужно - лечение коры и омолаживающая разгрузка старых веток. Ну, и санитарная вырезка отмерзших частей после суровой зимы".

Н.И.Курдюмов

...

Цена:
61 руб

Н. И. Курдюмов Как омолодить постаревшее дерево
Как омолодить постаревшее дерево
"Омолаживание буквально означает: выращивание нового вместо старого, отжившего: новых веток, плодовых веточек, плодушек. Даже новых крон.
Старея, ветки деревьев перегружаются плодушками. А чем больше плодушек, тем меньше питания и еще больше плодушек... Урожай превращается в кучу невкусной мелочи, рост прекращается, морозостойкость падает. Это естественно: цветки и плоды - потребители энергии. А поставщики энергии - листья побегов прироста. К счастью, теряя какую-то часть, дерево всегда замещает ее новыми, молодыми побегами. Суть омоложения проста: отрезал самое старое - передал силы молодому".

Н.И.Курдюмов

...

Цена:
61 руб

Антон Дубенюк Готовим почву для идеального урожая. Том 4
Готовим почву для идеального урожая. Том 4
Зеленные культуры - это овощи, у которых в пищу используют зеленые части растений (салаты, шпинат, листовая горчица и другие). Они незаменимы для вегетарианской кухни и диетического питания, богаты полезными веществами, целебны, помогают вести здоровый образ жизни. Приглашаем познакомиться поближе с разнообразным миром зеленных культур и попробовать вырастить их на своем огороде....

Цена:
69 руб

2008 Copyright © NaturalFlower.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования